Почему мы меняем закон об оккупации?

На прошлой неделе парламентское большинство не смогло вынести поправки к закону «Об оккупации» на первое слушание. Оппозиция объявила данному вопросу технический бойкот, что вызвал острые дебаты в зале заседаний. ЕНД обвиняет власти в проведении российских интересов, правительство же обвиняет оппозицию в злостном использовании патриотических чувств общества.

Выполняет ли правительство Грузии заказ России путем принятия поправок к закону об оккупации? Этот вопрос сегодня действительно имеет право на существование, так как все помнят, что не раз российские высокопоставленные лица требовали смягчить или отменить закон об оккупации, что порождает серьезное подозрение, что власти Грузии выполняют либо данное Москве обещание и поэтому борется так самоотверженно большинство за принятие этих поправок, либо Кремль шантажирует правительство Иванишвили тем, что не открывает российский рынок, и требует за это политическую цену.

Представители власти в качестве аргумента приводят то, что это безобидный, гуманный акт, в результате чего незаконное пересечение границ по Псоу и Рокскому тоннелю на первый раз, вместо заключения, будет наказываться штрафом в размере 400 лари, что сделает более привлекательной Грузию для российских туристов, а также подчеркнет благосклонность Грузии к российскому народу, и тем самым будет выполнена и рекомендация ЕС,

Необходимо принять во внимание, что действительно существует рекомендация ЕС, в которой Грузии рекомендуется смягчить закон об оккупации в части пересечения границы. Однако, этот тот довольно редкий случай, когда рекомендация ЕС и требование Кремля совпадают. Разница лишь в том, что эта поправка ЕС нужна для деизоляции конфликтных регионов, а Кремлю — чтобы показать, что Грузия отступила в вопросе об оккупации.

С другой стороны, уступкой в законе об оккупации Грузия может создать довольно плохой прецедент, который будет посылом как России, так и Западу, что Тбилиси поддается шантажу или готова к компромиссам в таком жизненно важном и принципиальном вопросе, как оккупация, если заплатят адекватную цену.

Кроме политической части существует и юридическая проблема. Если будет установлен штраф за незаконное пересечение границы через Псоу или Рокский тоннель, почему тогда мы должна задерживать за то же самое преступление людей на Красном мосту или в Сарпи? Кроме того, что это будет несправедливо, получится, что мы сами по-разному относимся к собственным границам.

Также не понятно, почему способствует установление штрафа вместо заключения привлечению российских туристов в Грузию. Если гражданин России хоть раз переходил из России в Абхазию или Самачабло, на них будет возложен денежный штраф в случае прибытия в аэропорты Тбилиси и Батуми, и не думаю, что какой-либо турист приедет в Грузию для того, чтобы заплатить 400 лари.

Если власть действительно не выполняет российский заказ, тогда обязана сделать логическое разъяснение и объяснить обществу, для чего ей требуются изменения в законе и почему решить этот вопрос стало необходимо на скорую руку. Если это часть конкретной сделки, тогда должно быть ясно заявлено, взамен чего это делается и какую конкретную выгоду это даст Грузии. В противном случае, не только усилится подозрения в том, что власть Иванишвили выполняет заказ Кремля, но и появится другое подозрение — что власть либо не работает эффективно в части переговоров с Россией либо является жертвой русского шантажа.

Поделиться :