Процессы в Абхазии набирают обороты. Недовольный своим положением народ, для которого ничего так и не изменилось за последние 20 лет, во главе с вечным оппозиционером, уже который год стремящимся прийти к власти Раулем Хаджимба, вышел на улицы Сухуми с целью добиться отставки действующей власти. Извечные требования об обеспечении лучшей жизни сменились революционными — об отставке руководства, вплоть до отставки лидера марионеточного режима Абхазии Александра Анкваба.
События в Сухуми развивались как обычно — сначала митинг, затем прилив адреналина, попытка вломиться в администрацию т.н. президента, которая, кстати, удалась, и объявление о взятии в свои руки всей власти. Что сделал Анкваб? Он просто сбежал из администрации. Впрочем, единственное правильное решение, когда к тебе вламывается разъяренная толпа. И в этом случае сетовать на то, что Анкваб впервые не вышел навстречу к сходу, как об этом пишут российские СМИ, было бы совершенно неправильно.
Чего можно ожидать? В первую очередь хочу исключить поддержку официальной Москвы революционным процессам в Абхазии (если она не приняла решение о полной аннексии Абхазии), хотя совсем не исключаю, что за абхазской оппозицией какие-то силы в России все же могут стоять. Хоть Рауль Джумкович и является генералом ФСБ, но в последние годы он частенько идет вразрез с ее политикой тем самым демонстрируя, что он больше абхазский политик, нежели российский силовик. Стоит при этом признать, что действия Хаджимба и его сторонников запоздали примерно на год. Еще тогда, когда Анкваб фактически остался сиротой в политическом плане и за ним не стояла ни одна политическая партия, эти процессы вполне могли принести успех, ибо недовольство тогда было не только среди вечных оппозиционеров, но и тех, кто извечно считался партией власти. Но сегодня ситуация совсем иная, и в первую очередь на позицию Москвы будет оказывать давление ситуация в Украине.
Представим на минуту, что революция в Абхазии удалась. Москве придется либо признавать итоги революции, либо наводить порядок в Абхазии уже силой. В Украине Москва использовала все имеющиеся ресурсы в попытках назвать революционный процесс госпереворотом, а потом использовала ситуацию для аннексии Крыма и развязывания военных действий в юго-восточных регионах страны. Что же будет в абхазском случае? Если Москва признает итоги революции, то ей придется признать и то, что волеизъявление украинского народа, приведшая к революции, является вполне легитимным инструментов. Если Москва их не признает, то вызовет довольно сильное раздражение и недовольство среди абхазов, что в условиях проблем на украинском фронте для Кремля явилось бы дополнительной обузой. И, если говорить начистоту, то абхазы вполне могут создать Москве серьезные проблемы, не оглядываясь на последствия.
По какому пути пойдет Москва, и как будут развиваться процессы, на данном этапе говорить сложно. Уже известно, в Сухуми налаживать ситуацию летит Владислав Сурков, что и было ожидаемо. Предположительно, Москва сделает все, чтобы ситуация в Абхазии не развивалась по революционному сценарию и стороны смогли найти приемлемый, в первую очередь для той же Москвы, выход. А он может заключаться в согласии оппозиции довольствоваться лишь отставкой правительства, какой-либо новой форме комплектации нового правительства, изменении политики абхазской власти в отношении грузин и т.д., с сохранением должности лидеру режима Александру Анквабу.
В целом, такая микроситуация в одном крошечном местечке земного шара вполне может изменить ситуацию в глобальном масштабе. Все это теоретически возможно, но практически, с учетом зависимости абхазского быта от отношения к ним России, ситуация будет разрулена так, как этого хочется Москве. А она, на данном этапе, если судить логически, не должна быть заинтересована в революционных процессах в Абхазии.
Ну и не следует забывать, что курортный сезон на носу. Российские власти итак намерены направить всех своих бюджетников отдыхать в опустошенный Крым, а если абхазы будут вести себя плохо, то и вовсе лишатся отдыхающих. И это наказанием им мало не покажется.
И в конце — выше я сделал оговорку — «если Россия не приняла решение о полной аннексии Абхазии». Заявления оппозиции (как ее преподнесли российские СМИ и которого в реальности не было) о необходимости большей интеграции с Россией, проводимые в Абхазии в последние дни странные опросы об отношении местных жителей к присоединению Абхазии к России, об отношении к Анквабу и его политике. С одной стороны, вроде вопросы нормальные, но в общей картине процессов они вполне могут заставить нас спросить — не собралась ли Россия полностью аннексировать Абхазию?