15 апреля власти самопровозглашенной республики Абхазия закрыли КПП «Тагилони» и разрушили пешеходный мост через реку Ингури. Это очень негативно отразилось на состоянии населения, которое ожидает ухудшения своего положения.
В результате закрытия КПП выросли очереди на центральном мосту через реку Ингури.
Как рассказали корреспонденту «Акцента» местные жители, до города можно доехать на транспорте только лишь в «базарные» дни, но их всего три. Кроме этого, расписание транспорта создает большие неудобства. По словам наших респондентов, «чтобы в городе решить какой-нибудь небольшой вопрос или дело им приходится ездить туда несколько раз».
«Из всех сел транспорт отправляется в пункт назначения с 8 часов утра по местному времени и возвращается обратно в 13:00.
В течение этого времени население должно успеть сходить на рынок, в случае необходимости, получить медицинское обслуживание, разрешить вопросы, связанные с документами или другие дела. Однако все это невозможно успеть в течение ограниченного времени. Поэтому для того, чтобы завершить одно дело нам приходится ездить в город по 4- 5 раз. Когда в селе действовал прямой пропускной пункт, мы уже через полчаса были в Зугдиди и к 19:00 успевали все», — рассказал корреспонденту «Акцента» местный житель.
Вместе с этим, в результате закрытия КПП «Тагилони» в три раза выросли очереди на центральном мосту через реку Ингури. «Раньше, когда мы стояли в очереди с 7 утра, наша очередь подходила к 11-12 часам дня, но сейчас, нам приходится ждать до вечера, так как после закрытия КПП всю нагрузку принимает центральный мост»,- рассказывает один из наших респондентов.
В Тбилиси не проинформированы о реальных планах Сухуми
После закрытия КПП «Тагилони» местные чиновники осмотрели и пост «Хурча-Набакеви» – второй по величине после КПП на Ингурском мосту, – интересовались, в каком состоянии переход (там мост через Ингури поврежден).
Жители Гальского района пришли к выводу, что такая же судьба может ожидать и остальные КПП на реке Ингури («Отобая-Ганмухури», «Хурча-Набакеви», «Саберио-Пахулани», «Отобая-Орсантия»).
Вместе с этим, местные жители ждут закрытия и центрального КПП на Ингурском мосту, отмечая, что информацию о закрытии на ремонт центрального моста после пасхальных праздников им сообщили «патрулирующие абхазы» («Эхо Кавказа»).
Грузинская сторона не проинформирована о реальных планах абхазской стороны.
В аппарате госминистра Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия корреспонденту «Акцента» не смогли сказать ничего конкретного. «Вы можете спросить об этом или в правительстве Абхазии, или в Министерстве инфраструктуры- мосты и дороги на входят в нашу компетенцию», -ответили нам.
О планах де-факто властей и о том, когда планируется временное закрытие Ингурского моста, не проинформирован и представитель правительства Абхазии в изгнании в Самегрело-Земо Сванетии Александр Чикваидзе. О планируемых ремонтных работах у него информация тоже от местных жителей.
«Распространяется информация о том, что Энгурский мост, расположенный в селе Рухи Зугдидского района, может быть временно закрыт. По существующей информации, планируется начало реабилитационных работ моста. Об этом нам сообщило абхазское население. В случае закрытия моста граждане будут передвигаться через называемую границу, связывающую село Пахулани Цаленджихского района и Саберио», — заявил Чикваидзе корреспонденту «Акцента».
Информации об этом не оказалось и в Министерстве инфраструктуры, где нам было дано обещание изучить этот вопрос.
Ремонт или закрытие?
То, что 6 пропускных пунктов, дающих возможность жителям самопровозглашенной республики Абхазия иметь связь с другими регионами Грузии, не упорядочены, и все они требуют ремонта, подтверждают и местные жители. Однако, если судить по заявлениям представителей абхазской стороны, то маловероятно, что кроме центрального КПП после ремонта, откроются и остальные из них.
Местные грузины хорошо помнят одно из предвыборных обещаний де –факто президента Рауля Хаджимба о том, что пять из шести существующих КПП будут аннулированы. Тогда госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили выражал надежду, что Рауль Хаджимба пересмотрит свое решение и учтет интересы местного населения.
Хотя, если судить по заявлению исполняющего обязанности де-факто администрации Гальского района Темура Надарая, который объяснил закрытие КПП «Тагилони» «экономической безопасностью страны», то предвыборное обещание Хаджимба до сих пор остается в силе.
«Проводить контроль в одном месте всегда легче и в разы эффективнее, чем на разбросанных по всей границе КПП». «Тем более, когда речь идет о границе, откуда все эти годы исходит террористическая угроза и на которой высокий уровень контрабанды. То есть, закрытие КПП – это вопросы экономической безопасности страны», — заявил «Апсны пресс» Надарая.
При этом Надарая рассказал об истории вопроса: «Эти решения не принимались поспешно. Полтора года понадобилось, чтобы начать реализацию обещания, которое Рауль Хаджимба давал, как кандидат в Президенты РА. Для удобства местного мирного населения, закрытие КПП связали с капитальным ремонтом дороги Хиацха – Бчара, которая проходит через село Таглан. По отремонтированной дороге сейчас возможно в течение 12 минут на автотранспорте добраться до центрального КПП «Ингур». Тогда как ранее, на это уходило около часа и машины часто ломались в пути. Теперь такая проблема для тагланцев снята», — отметил он.
Кроме того, исполняющий обязанности де-факто администрации Гальского района проинформировал о ходе работ по строительству автодороги, связывающей нижнюю и верхнюю зоны района: «Дорога, капительный ремонт которой сейчас идет, связывает между собой 5 сел с населением почти 7000 человек. Она следует параллельно государственной границе. Мы давали социально-экономическое и военно-политическое обоснования необходимости такого ремонта. Считаем, дорога приобрела стратегическое значение! Ремонт проводится за счет средств инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Абхазии», -отметил он.
strong>Российско-абхазский бизнес- Какова связь ремонтных работ с запретом провоза товаров с грузинской стороны
То, что в районе проводятся дорожные работы, подтверждают и местные жители: «Делают дороги, до села Тагилони уложен асфальт, укладывают дорогу и до моста Второго Отобая, дорога сделана почти по всей длине Ингури. Она связывает почти все села с центральным мостом и пропускным постом. Довольно большая дорога», – говорит житель Гали «Эху Кавказа».
Но запрет провоза продуктов и техники отнюдь не говорит о том, что он рассчитан на поддержание благосостояния населения.
«В тот день одна женщина выбросила в Ингури два килограмма помидоров и огурцов, так как ей сказали, что провоз огурцов и помидоров официально запрещен. По нашей информации, это связано с российско-абхазским проектом, строительством очень большой теплицы овощей.
И до того как выращенные в этой теплице овощи не будут реализованы, население не сможет ввезти через Ингури ни одного килограмма», — сообщил корреспонденту «Акцента» местный житель.
«Я одинокая мать 4 детей, ухаживать за детьми мне помогает свекровь. Я торгую молочными продуктами, привожу их из Сенаки в Сухуми и сдаю. Уже прошла неделя, как они нам все запретили- даже провоз одного килограмма сыра. Пенсия моей свекрови и детей вместе оставляет всего 2300 рублей (85 лари). Я боюсь просыпаться по утрам, так как не знаю чем накормить детей!», — говорит местная жительница, добавив, что недовольны и торговцы на Сухумском рынке. «Народ говорит, если сыр не будет привозиться из Сенаки, российский станет еще дороже», -отмечает она.
Аналогичная проблема может быть создана и с точки зрения ввоза одежды. «Если будет введен запрет на ввоз одежды с рынка «Лило», то половине населения придется ходить в обносках и старой одежде, так как ввезенный из России в Сухуми товар очень дорогой», -разъяснили корреспонденту «Акцента» местные жители.
Кроме этого, по словам наших собеседников, большая часть населения Абхазии приобретала технику в рассрочку на контролируемой центральными властями Грузии территории, так как всей суммы, как правило, ни у кого нет. Но сейчас введен запрет и на это.
Одним словам, грузинскому населению, которое и ранее не было избаловано вниманием властей, стало еще тяжелее жить. Люди не скрывают недовольства.
«Было бы хорошо, если бы восстановили заводы, или фабрики или что-нибудь другое, где бы мы смогли работать и получать зарплату. Пенсия составляет всего 500 рублей, то есть 16,5 лари! Домов на нас не оформляю, у нас нет права на собственное имущество, у нас нет паспорта и какого –либо документа… Мой внук не может пойти к соседу без телефонного звонка, так как его может кто-то поймать. Из-за неимения паспорта он не сможет избежать штрафа и даже тюремного заключения. И все это происходит, несмотря на то, что он родился здесь, закончил школу здесь и живет здесь.. Что делают защитники прав человека, народный защитник, правительство? ! Они целую неделю комментируют на телевидении ситуацию и события в других странах, а о своем народе совершенно не думают!», — сокрушается в беседе с нами пожилая жительница Гали.
«Это все будет препятствовать установлению коммуникации двух сторон»
Вместе с этим, есть и множество других проблем. Как рассказывает местное население, земля в Гальском районе почти полностью была передана в аренду россиянам и абхазам. Там уже начинают выращивать орехи и мандарины. Кроме этого, в селе Адзюбжа греческие бизнесмены начали выращивать землянику, в Агубедиа- россияне разводят плантации. А местное население, единственным средством существования которого была торговля, остается безработным.
«Говорят, что в ближайшее время КПП будут закрыты и в других селах. Мы слышали и о том, что школы, расположенные в нижней зоне официально перейдут на русский язык. Кроме этого, постепенно начали освобождать от работы всех тех, у кого в паспорте записано слово «грузин». Вместо них назначают абхазов, у которых нет соответствующей квалификации, и их не смогли трудоустроить в своих районах.
Например в Гали, руководителем телевидения является бывший шахтер, в администрации бухгалтером назначен пенсионер из Очамчире, а начальником отдела культуры- студент из Ткварчели, главами правлений нескольких сел являются простые жители сел Очамчирского и Ткварчельского районов. В городе проходит процесс незаконного отчуждения недвижимого имущества, домов и продажи их бизнесменам и тому подобное…
Вообще, после того, как в Абхазии появилась новая власть, агрессия против грузин усилилась. Раньше это чувствовалось меньше. Самое худшее то, что к власти приходит молодое поколение, которое никогда не соприкасалось с грузинами, и не знает о Грузии ничего. Это будет очень мешать установлению коммуникации между двумя сторонами», — заявили корреспонденту «Акцента» местные жители.
Хаджимба аннулирует «проявление доброй воли» своего предшественника. Тбилиси молчит.
Все эти пункты пропуска, кроме главного, были открыты в мае 2013 года.
Тогда власти Грузии расценили их появление как «проявление доброй воли абхазской стороны, направленной на улучшение условий жизни жителей Гальского района».
Грузинская сторона пока молчит.
Возможно, вопрос обсудят и в рамках механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них в Гали, т.к. договоренность о возобновлении Гальских встреч была достигнута в ходе 35-го раунда в Женеве. Впрочем, когда это встреча состоится, пока неизвестно.