Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун предложил Совету Безопасности ООН продлить мандат Миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ) на четыре месяца – до 15 февраля 2009 года – вместо традиционных шести месяцев.
В своем докладе Совету Безопасности генеральный секретарь заявил, что будущее МООННГ и его точного мандата остается неопределенной после августовской войны между Россией и Грузией.
Уже более 10 лет МООННГ контролирует выполнение Московского соглашения от 1994 года о прекращении огня и разведении сторон в зоне конфликта в Абхазии. Хотя, после августовской войны Грузия вышла из этого соглашения. Пан Ги Мун в своем соглашении отметил, что «тот контекст, под которым действовала МООННГ за последние 14 лет, значительно изменился» после августовских событий и после срыва соглашения 1994 года.
«В такой обстановке, на данном этапе очень рано определять, какую роль может сыграть МООННГ в будущем», — говорится в докладе.
«Я получил официальные примечания от грузинской и абхазской сторон по поводу того, что они поддерживают продление мандата миссии», — заявляет генеральный секретарь в своем докладе, — «Именно в этом контексте я советую Совету Безопасности продлить мандат миссии на техническом основании на четыре месяца».
В течение последующих четырех месяцев, — заявил он, — «будут активизированы консультации с заинтересованными сторонами о будущей роли ООН в зоне абхазского конфликта. Эти консультации, — добавил он, — пройдут в формате Женевских переговоров. Начало этих переговоров планируется на 15 октября, как это было согласовано 8 сентября между президентами России и Франции.
«Хочу отметить, что любой будущий формат должен обеспечить невозобвноление боевых действий и защиту всех групп. Это должно стать основной и общей целью международного сообщества, и этого должен добиться Совет Безопасности», — заявил Пан Ги Мун.
В своем докладе он также отметил, что августовские события «не были абсолютно неожиданными».
«За последние несколько лет я освещал крайнее ухудшение ситуации между грузинской и абхазской сторонами, что достигло своего крайнего уровня во втором квартале 2008 года», — заявил он, — «В частности, я отмечал возрастающий скептицизм к возможности урегулирования конфликта путем переговоров. В тот же период крайне обострились отношения между Грузией и Россией».
В своем докладе генеральный секретарь также отмечает, что «начало широкомасштабной операции в августе грузинской стороной в Южной Осетии лишь усилила ощущение абхазской стороны по поводу того, что она также является предположительной мишенью».