Менагаришвили: Никто не ждал, что Сухуми примет эти предложения

О причинах активизации Запада, в частности Германии, в процессе урегулирования конфликта в Абхазии, о категорическом отказе Сухуми от предложений Группы друзей Генерального секретаря ООН агентство «ИнтерпрессНьюс» беседует с бывшим министром иностранных дел Грузии Ираклием Менагаришвили

— Сухуми не принял предложения Германии и Группы друзей Генерального секретаря ООН по урегулированию конфликта. Багапш даже заявил, что немецкий план по урегулированию конфликта вызовет войну. Была ли для вас неожиданной подобная позиция Сухуми?

— В ней нет ничего неожиданного и нового. Никто не ждал, что Сухуми примет эти предложения. Не удивительно и то, что позиции Сухуми и Москвы в отношении инициативы Группы друзей Генерального секретаря ООН совпадают. Как говорится, все находится в тех рамках, которые, к сожалению, существуют на сегодняшний день. Целью инициативы Запада является именно изменение этих рамок.

— Какие результаты может принести активизация Запада и Германии в частности в процессе урегулирования грузино-абхазского конфликта?

— Инициатива Германии, как члена Группы друзей Генерального секретаря ООН и на данный момент координатора этой группы, имеет крайне важное значение. Хотя бы потому, что это является совершенно реальным шансом выведения миротворческого процесса из тупика. Не думаю, чтобы кто-нибудь в Грузии или в какой-либо другой стране, питал иллюзию, что одним визитом в Сухуми министра иностранных дел пусть даже такой авторитетной страны, как Германия, конфликт в Абхазии был бы урегулирован. Однако, это довольно хорошее начало процесса, который может принести серьезные плоды, но для этого необходимо приложить немалые усилия и предпринять последующие шаги. Визит господина Штайнмайера и вышеуказанная инициатива ценны не из-за содержания плана; главное, что международное сообщество и, в частности одна из ведущих стран Запада, вся Группа друзей Генерального секретаря ООН переходят от призывов к конкретным шагам, свидетелями чего мы и являемся. В последнее время позиции США и Запада значительно активизировалась в связи с урегулированием конфликтов на Южном Кавказе. Было сделано не одно заявление в связи с тем, что Запад готов более активизироваться. До сих пор же делались только декларации. Визит Штайнмайера является только первым шагом этой готовности. Что касается плана, то я отнюдь не хочу сказать, что конструкция плана не важна, однако в ней многое что может измениться, усовершенствоваться и стать основой для диалога, в результате чего появится действительно реальная, окончательно согласованная сторонами программа. Хотя до этого предстоит пройти длинный путь, преодолеть множество препятствий, которые были накоплены на протяжении этих лет. В первую очередь, это позиция России, ее желание сохранить статус-кво, то есть сохранить конфликт в замороженном состоянии. Представители высокого ранга России почти и не скрывают этого. Последний комментарий господина Лаврова в связи с вопросом возвращения беженцев является проявлением именно этого,

— Остается впечатление, что активизация Запада на данном этапе служит не урегулированию конфликта, а разрядке крайне обостренной ситуации между Россией и Грузией, и ставит целью остановить агрессивные действия России…

— Конечно же, ближайшей целью активизации Запада и в том числе визита господина Штайнмайера является разрядка той крайне напряженной ситуации, которая была создана в отношении конфликтных регионов. Это и не удивительно. С учетом того, что военная риторика российских политиков и военных достигла пика, было не исключено, что вслед за резкими заявлениями было бы задействовано оружие. Однако я все равно не сказал бы, что предпринятые Западом шаги были осуществлены только лишь для успокоения России и избежания агрессивных действий. Не хочу сомневаться в том, что визит министра ИД Германии является началом серьезного процесса. Хотя повторяю, что мы не должны питать иллюзию, что такая сложная проблема, как грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты, могут быть решены быстро. Все прекрасно понимают, что это длительный и серьезный процесс. Я имею довольно оснований думать, что визит господина Штайнмайера заложит основу этому процессу. Если Запад и в будущем будет активно включаться в процесс урегулирования конфликта, то это не может не принести результатов.

Поделиться :