Заместитель министра иностранных дел Грузии Гига Бокерия на заседании Временной парламентской комиссии по изучению августовских событий вечером 25 ноября заявил, что высказывания бывшего посла Грузии в РФ Эроси Кицмаришвили являются фактами, которые не соответствуют действительности, сообщает Civil Georgia.
Бокерия был вызван комиссией в экстренном порядке после того, как на вчерашнем дневном заседании был допрошен Кицмаришвили.
Бокерия опроверг сделанные Эроси Кицмаришвили против властей страны заявления, и сказал, что его назначение послом было «ошибкой», а освобождение с должности посла 12 сентября «неминуемым».
«После того, как он (Кицмаришвили) был отозван из Москвы (после признания Россией нарушения воздушного пространства Грузии в июле), у нас с ним вообще не было никакого контакта. В тяжелые дни он вообще не появлялся, и я не помнил даже об его существовании», — заявил Бокерия.
Он также подчеркнул, что квалифицировать действия Кицмаришвили, как «служебная халатность» неправильно.
Председатель Парламентской комиссии Паата Давитаия в ходе допроса Кицмаришвили заявил, что он намеревается от имени комиссии потребовать постановки уголовной ответственности в отношении Эроси Кицмаришвили по статье служебной халатности, так как озвученную на сегодняшнем заседании комиссии информацию во время нахождения на посту посла Грузии он не предоставлял МИДу Грузии.
Бокерия назвал «абсурдом» информацию Кицмаришвили о том, что власти Грузии получили «зеленый свет» от Вашингтона в отношении силового урегулирования конфликтов.
«Недвусмысленным посланием наших американских партнеров было всегда, чтобы несмотря на действия России не поддаваться на ее провокации», — заявил он.
По его словам, также «абсурдно» заявление Кицмаришвили о том, будто бы президент Саакашвили заявил, что в августе намеревается перенести столицу Грузии в Сухуми.
По словам Бокерия, «искажением реальности» является также заявление бывшего посла о том, что напряженные отношения между Россией и Грузией были обусловлены личностными противоречиями между Саакашвили и Путиным.
«Проблема с Россией не у властей Грузии, а у Грузии», — отметил он, — «Суть проблемы состоит в том, что сильна, суверенная, демократичная Грузия неприемлема для России».
Он также ответил на обвинение Кицмаришвили по поводу того, что власти Грузии не использовали возможности прямого диалога с абхазами. Кицмаришвили заявил, что посол Грузии в ООН представил план, который предусматривал подписание соглашения о неприменении силы, и на основании этого нормализацию отношений с Сухуми в дальнейшем.
«В рамках переговоров Аласания речь шла о том, что любое соглашение должно было прикреплено к возвращению вынужденно перемещенных лиц. А сформированного документа не существовало, это было испытанием идей, на что абхазская сторона отказалась на Стокгольмской встрече», — сказал Бокерия.
По его словам, вместе с соглашением о неприменении силы необходимо было также пересмотреть режим безопасности в конфликтных регионах, то есть в одном контексте с этим пересмотреть также «монополию России» и вопрос интернационализации, что представляло собой главную задачу властей Грузии.
Бокерия повторил заявления других представителей властей Грузии о том, что Россия ничего конкретного не предлагала Грузии взамен какого-либо возможного компромисса, какой можно было допустить, но не за счет суверенитета и территориальной целостности.
«Мы были готовы в условиях здравого смысла для серьезной торговли, но взамен мы получали (от России) такие ответы: вы сначала будьте хорошими ребятами, а потом посмотрим», — сказал он, — «Постоянным посланием из России было: мы ничего не обещаем, но уходите с Кодорского ущелья, подпишите соглашение о неприменении силы, а потом посмотрим».
По его словам, несмотря на то, что на протяжении нескольких лет отношения между Россией и Грузией были напряжены, с весны началась существенно новая волна посягательства на суверенитет Грузии – «институционализация ползущей аннексии».
В такой обстановке, по словам Бокерия, несмотря на попытки привлечения стран партнеров, реакция запада запоздала, и «алармизация международного сообщества не получилась».
Он подчеркнуло, что власти Грузии попытались «исчерпать» все возможности нормализации отношений с Россией после прихода на пост президента Дмитрия Медведева.
«В чем состояла политика властей Грузии? Максимальное нахождение в центре международного внимания, интернационализация конфликтов и возобновление попыток с властями России по нахождению выхода, чтобы разрядить обстановку без иллюзии на то, что проблема будет урегулирована до конца», — заявил он, — «Но, Четких гарантий, что этот конфликт нам урегулируют, не было».
По его словам, события до августовского конфликта развивались с калейдоскопической скоростью, и Россия ускорила обострение обстановки.
Он также отметил, что тот факт, что 7 августа на рассвете российские силы входили через Рокский тоннель, не является спорным, так как у Грузии есть на то доказательства.
Бокерия также сказал, что критику в адрес властей Грузии в связи с их действиями во время августовских событий «почти не приемлет».
По его словам, он не находился в Грузии во время начала войны. «Мне стало известно в первой половине дня 7 августа, что ситуация крайне накалилась, и я вернулся в Грузию после этого», — заявил он. — © «Наша Абхазия», Грузия