«Я работал в Абхазии в 2006 году. До этого руководитель совбеза Абхазии – Станислав Лакоба – дважды проходил стажировку в Японии. После встречи с ним и заинтересовался непризнанными государствами и с 2003 года начал их изучение. Когда я приступил к работе в Абхазии, Россия еще не признавала ее независимость. В 2004 году Абхазия поддержала Сергея Багапш, которого не поддерживал Путин. Абхазия достаточно независимая, она не марионетка России. Южная Осетия гораздо слабее, но северные осетины помогают южанам… Абхазы и осетины должны пользоваться в игре с Россией грузинскими картами, в противном случае Россия их проглотит», — заявляет директор центра славянских исследований университета Хоккайдо, эксперт по непризнанным государствам, профессор Кимитака Мацузато в интервью газете «Ахали таоба».
«Если они установят хорошие отношения с Грузией, это спасет их от России. Сейчас они в сложном положении. Например, я уже не могу приехать туда без разрешения России. Раньше Россия не вмешивалась, а сейчас меня проверяют. Что касается урегулирования взаимоотношений, ваша оппозиция называет 10 лет, но я более оптимистичен. При хороших условиях урегулирование возможно и за более короткий период… Лучшим вариантом территориального устройства считаю асимметричную федерацию. Думаю, абхазы и осетины пойдут на это… У Саакашвили никогда не было единой политики урегулирования конфликтов. С одной стороны, он говорил о мире, а с другой, готовился к войне. Абхазы и осетины хорошо это знали и не шли на компромиссы. А сейчас другая ситуация – русские сами толкают Абхазию к Грузии… а в осетинах я увидел стремление к объединению с Северной Осетией», — отмечает профессор Мацузато.
«Грузии еще далеко до парламентской республики. Думаю, это будет полупрезидентская система, усиленная парламентом, т.н. литовско-польский вариант. Пока Саакашвили имеет большинство в парламенте, импичмент нереален и, исходя из этого, если он сам не уходит, Грузии придется терпеть его до 2013 года», — заявляет Мацузато и на вопрос – «Вы не знаете позитивных шагов Саакашвили?» — отвечает: «Он начал собирать налоги и уменьшил коррупцию в университетах».