Белоруссия обвиняет Москву в оказании давления в вопросе признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Официальное заявление по этому поводу сделал спикер нижней палаты белорусского парламента Борис Батура. По его словам, таким давлением Кремль хоронит «интеграционные устремления двух стран».
Напомним, что прибывший в Абхазию 18 мая спикер Государственной Думы России Борис Грызлов напомнил президенту Белоруссии Александру Лукашенко о его обещании. По словам Грызлова, раньше Лукашенко говорил о непременном признании Абхазии, но «Белоруссия очень долго готовится к решению этого вопроса»,
В жаркие августовские дни прошлого года Белоруссия заявила, что она признает независимость Абхазии и Южной Осетии, но уже в сентябре политические реалии изменились, а президент Лукашенко открыто заявил, что его страна с признанием независимости сепаратистов спешить не будет.
Лукашенко заявил о том, что решение Москвы о признании Сухуми и Цхинвали было следствием «военного конфликта», что, по его словам, «вызвало в мире острые дискуссии и столкновение интересов».
«Россия пытается оказать давление на Белоруссию в вопросе признания независимости Абхазии и Южной Осетии, хороня этим интеграционные устремления», — заявил Борис Батура.
Одновременно, по словам Батуры, Москва тормозит переход рублевые расчеты, затягивает начало совместной защиты воздушных границ союзного государства и создание единой региональной системы противовоздушной обороны.
По словам спикера, признание или непризнание независимости Абхазии и Южной Осетии – это «особое право Республики Беларусь». Батура также заявил, что Белоруссия не давала никаких обещаний относительно сроков признания. По его словам, «белорусы сами примут решение, которое не будет направлено на раскол белорусского общества».
«Белорусский парламент не может принять решение о признания независимости Абхазии и Южной Осетии и пока не собирается рассмотреть этот вопрос», — заявил со своей стороны председатель комиссии по международным делам белорусской Палаты представителей Сергей Маскевич. По его словам, парламент может руководствоваться только собственными соображениями, но этот вопрос пока рассматривать не будет.
Напомним, что 2 апреля парламент Белоруссии не включил в повестку дня вопрос о возможном признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Это произошло, несмотря на то, что о вынесении данного вопроса сообщалось задолго до этого.
Сергей Маскевич разъяснил, что рассмотрение вопроса признания потребует много времени. «Этот вопрос касается стран-гигантов, мы не хотим, чтобы они предъявляли нам свои требования по этой проблеме. Белоруссия решит это в соответствии с собственными интересами», — заявил председатель комиссии.
Еще один депутат белорусского парламента – Виктор Гусинский – заявил, что возможность признания Минском независимости Абхазии и Южной Осетии зависит от того, насколько Россия готова произвести «компенсацию тех последствий, которые могут наступить после принятия парламентом Белоруссии этого решения».
Что касается отношения абхазов к этому вопросу, то они расценивают позицию Белоруссии, как политический торг. Руководитель Общественной палаты Абхазии, председатель ассоциации «Женщины Абхазии» Натела Акаба позицию Минска в этом вопросе назвала «открытым торгом».
Официальное обращение сепаратистских республик относительно признания сепаратистских режимов поступило в Национальное собрание Белоруссии в начале декабря 2008 года. В конце февраля 2009 года Евросоюз официально включил Белоруссию в программу «Восточное партнерство», потребовав при этом не признавать независимость Абхазии и Южной Осетии.
Со своей стороны, временно функционирующий в Тбилиси парламент Абхазии направил в парламент Белоруссии просьбу не признавать независимость сепаратистских режимов. В соответствующем письме парламент Абхазии указал, что от имени 400 тысяч беженцев разных национальностей он выступает за автономию Абхазии в составе Грузии.
Грузия также надеется, что Минск не пойдет на признание самопровозглашенных республик, а, по заявлению представителей грузинской диаспоры, признание независимости этих республик надолго может испортить отношения между Белоруссией и Грузией.
В заключение напомним, что из суверенных государств, независимость Абхазии и Южной Осетии признали только Россия и Никарагуа.