Абхазская церковь требует от Тбилиси возвращения «потерянных» святынь. По заявлению исполняющего обязанности управляющего Абхазской епархией Виссариона Аплия, «Абхазская церковь в настоящее время как никогда нуждается в возвращении потерянных святынь, поскольку в республике идет возрождение православных храмов».
Пока неизвестно, чего требуют сепаратисты – тех святынь, которые вывезли из Кодорского ущелья недавно изгнанные ими оттуда грузинские монахи или тех религиозных святынь, которые когда-то хранились на территории Абхазии, а теперь находятся в Тбилиси. В любом случае, грузинская сторона считает это требование абсурдным.
Это требование связано с политической ситуацией и с той политической волей, которая идет от Кремля. Протоиерей Виссарион выполняет его заказ с тем, чтобы наступление носило комплексный характер – политический, военный, экономический и религиозный.
Прежде всего, по церковному праву, абхазской церкви не существует, Цхум-Абхазская епархия является составной частью Грузинской православной церкви, которая имеет полное право, при надобности, перемещать церковные святыни из одной епархии в другую.
По словам (Басила) Кобахидзе (бывший руководитель пресс-службы Грузинского патриархата, теолог), церковная независимость Абхазии не признана ни одной православной церковью, в том числе, Московским патриархатом. Хотя в Сухуми предполагают, что после признания государственной независимости этот вопрос тоже может встать на повестку дня.
«К тому же, после избрания российским патриархом приближенного к Кремлю и фактически одного из творцов новой российской идеологии Кирилла Первого, у цхинвальских и сухумских сепаратистов и в церковном аспекте тоже зародилась надежда на то, что Русская (Православная) церковь признает их законность.
Абхазской церкви вообще не существует, есть только епархия. Хотя ее представительство тоже незаконно, поскольку Аплия сам назвал себя главой церкви, а по церковному праву, он является узурпатором. Следовательно, он не может требовать передачи какого-либо церковного имущества и по правилам, должен понести церковное наказание. Законным руководителем Цхум-Абхазской епархии является ныне находящийся в изгнании вместе с возглавляемым им духовенством митрополит Даниел Датуашвили.
Как известно, месяц назад из Верхней Абхазии изгнали грузинских монахов. Между прочим, сепаратисты своей церковной территорией считают не только Абхазию, но и, в известной мере, Самегрело и Кутаиси тоже, поскольку исторически абхазский католикос сидел именно в Кутаиси. Кстати, в дни августовской войны от находившихся в Верхней Абхазии монахов потребовали выйти из подчинения Грузинской церкви не представители духовенства, а российские офицеры. Отсюда ясно видно, от кого пошла и политика церковной борьбы.
Что касается конкретно святынь, видимо, они имеют в виду и ту церковную утварь, которую месяц назад вывезли монахи, покинувшие Верхнюю Абхазию. Инициатором этого изгнания был именно Виссарион Аплия. Он предъявил им ультиматум – подчиниться ему или покинуть обитель. Аплия тоже является одним из винтиков российской политики. Как видно, он получил соответствующую инструкцию и теперь озвучил это абсурдное требование.