Россия надумала лишить гражданства абхазского блоггера

Полагаю, что слова российского посла в Абхазии Семена Григорьева о том, что сухумский журналист и блогер Ахра Смыр, возможно, «стал гражданином РФ по ошибке, помимо собственной воли» и готовность его, посла, «помочь исправить эту ошибку» нельзя расценивать иначе как угрозу лишения гражданства.

На чем же основывается господин Григорьев в своих угрозах?
Статья 6 Конституции России говорит о том, что «гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его», «гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения».

Федеральный закон «О гражданстве», в 22 статье указывает единственное основание для отмены решений по вопросам гражданства: «решение о приобретении гражданства России подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке».

Может быть, наличие второго, абхазского, гражданства приведет к лишению российского?

Конституции России разрешает гражданину иметь гражданство иностранного государства, а закон «О гражданстве» говорит, что «приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации».

Но как быть, если гражданин другого государства получил российское гражданство – будет ли это нарушением?

Закон «О гражданстве» подразумевает, что иностранный гражданин может получить российский паспорт только в случае, если он отказался от другого гражданства. Такой отказ не требуется только, если это предусмотрено международным договором России.

Об этом же в сентябре 2010 года заявлял российский посол в Абхазии: теперь для получения российского гражданства гражданин Абхазии должен предъявить документ о том, что он подал документы на выход из абхазского гражданства, т.к. между Москвой и Сухуми пока нет соглашения о двойном гражданстве.

По словам самого Ахры, гражданином России он стал 6 лет назад – в период массовой паспортизации жителей Абхазии и Южной Осетии. Хотя этот процесс критиковался не только властями Грузии, но и международными организациями, Москва настаивала на его легитимности, ссылаясь на закон о соотечественниках.

Тогда наличие абхазского гражданства не могло стать препятствием в получении российского: Москва еще не признавала независимости Абхазии, а, следовательно – и абхазских паспортов. То есть и абхазский паспорт Ахры – не повод для лишения российского.

Таким образом, лишить гражданства можно только, если в суде государство сможет установить, что журналист указал о себе ложные сведения при подаче документов на гражданство.

Поделиться :