Фигура российского депутата Константина Затулина, который был зачинателем бурной дискуссии об истории Абхазии, сегодня весьма активно обсуждается в Сухуми. В обществе уже четко сформировались два лагеря — его защитников и противников. Об этом противостоянии рассказывает Виталий Шария:
Сегодня абхазский художник-карикатурист Зураб Гицба показал мне эскиз своего нового политического рисунка. Над поверхностью земного шара взмыл сигарообразный космический корабль с надписью «Абхазия», из его иллюминатора выглядывает довольная физиономия, а рядом с соплом ракеты опускаются вниз ее отделившиеся ступени, на одной из которых написана фамилия «Затулин». Подпись: «Корабль вышел на орбиту независимости, ступени ракеты успешно отстыкованы».
Константин Затулин.
Таким образом, понял я, Зураб присоединился к той части абхазского общества, которая выражает свое возмущение тем, что, что, по их мнению, Константина Затулина, известного депутата российской Госдумы, директора Института стран СНГ и телеведущего, в Абхазии незаслуженно обидели. В последнее время ко мне не раз подходили люди, что называется, из простого народа и делились своим недоумением: неужели столь заслуженного человека, так много сделавшего для независимой Абхазии, так активно и громко выступавшего в ее поддержку, нельзя было уважить? Один мой сосед вспомнил, как плакал Константин Федорович на похоронах в нынешнем марте первого президента Абхазии Владислава Ардзинба, которого он искренне любил и уважал… Сосед мой читал только направленное в конце ноября Затулиным в абхазский парламент и в разные СМИ Абхазии открытое письмо парламентариям, и попросил меня поподробнее объяснить, что же этому письму предшествовало.
А предшествовало то, что перед этим в парламенте состоялось бурное обсуждение вопроса о предоставлении Затулину земельного участка площадью 0,55 гектара в береговой зоне гагрского села Алахадзыхь. «Надо дать, – съязвил один из депутатов, – а то на следующую конференцию он привезет всех журналистов, которые будут оскорблять наше достоинство, и будет это в День победы, 30 сентября». Имелась в виду скандальная конференция в Сухуми 27 сентября, которая была организована Институтом стран СНГ, и выступления на которой политолога Андрея Епифанцева и некоторых других вызвали болезненную реакцию в Абхазии. Другие стали ему активно возражать, напоминая о заслугах Затулина перед народом Абхазии. Еще кто-то напомнил, что гражданам Абхазии отказывают в предоставлении в Гагрском районе земельных участков, так как пока разрабатывается генплан района… В итоге согласие было дано, но четверо во время голосования воздержались.
В открытом письме Затулин отметил, что «факт дискуссии в парламенте по этому поводу стал предметом инсинуаций на грузинских интернет-сайтах». Поблагодарив в начале письма депутатов за то, что они дали согласие Кабинету министров РА на «предоставление моей семье в аренду на 25 лет под строительство, земельного участка», он в то же время заявил, что если имеются сомнения, «прошу вернуться к вопросу и пересмотреть принятое вами решение. Считайте это письмо в таком случае формальным отказом от аренды предложенного нам земельного участка».
О реакции художника Зураба Гицба и его единомышленников я уже сказал. Но существует в обществе и другое мнение, нашедшее концентрированное выражение в коротеньком письме, опубликованном недавно в газете «Нужная» под заголовком «Письмо бескорыстному другу». «Уж простите нас, неблагодарных, – пишет автор, благодарит Россию за признание и восклицает: – И что же теперь? Давайте рвите, тяните, туже затягивайте удавку, мы уже готовы повторить судьбу убыхов». «Ваша незнакомка», – подписывается она и сообщает, что не хочет публиковать свое имя, но оставляет все же свои координаты в редакции, «только для Вас».
Не знаю, захотел ли Затулин воспользоваться данным приглашением к знакомству.