15 апреля в Общественной палате Абхазии состоялись закрытые слушания, посвященные ситуации в самозваной церковной структуре Абхазии. Как сообщает «Эхо Абхазии». на слушания были приглашены и представители т.н. «абхазской церкви», в том числе и Виссарион Аплиа, который сам является членом данной палаты, однако никто из них на слушания не явился.
Собравшиеся участники восхваляли Виссариаона Аплиа за его роль в войне в Абхазии в 1992-1993 годах. Да и не удивительно — сегодняшняя Абхазия продолжает жить той войной и заслугами сепаратистов, независимо от того, насколько в правовом, и тем более церковно-правовом поле они действовали.
Алексей Гогуа, абхазский писатель, подчеркнул на собрании важность церковной службы на абхазском языке, и, вчитайтесь, «учета абхазской национальной эстетики в церковном богослужении». Похоже там не очень понимают, что такое Православие, и как все это должно выглядеть. Тем более, что православие абхазам чуждо так же, как и ислам. Сегодня уже многие местные жители вспоминают о том, что у них есть «своя вера» — «абхазская», то бишь язычество, и пытаются к нему вернуться. Поэтому все эти вывески под красивыми словами о национальной эстетике могут вызывать лишь улыбку среди верующих.
На совещании также отмечалось, что «абхазской церкви» нужна автокефалия, которая «предполагает лишь оформление уже фактически свершившегося отделения от Грузинской Православной Церкви». В данном контексте следует отметить, что вопрос отделения от ГПЦ не происходит на бумажном уровне. Никуда Абхазия из канонического поля ГПЦ не может деться. И выглядит абсолютным нонсенсом, когда некие общественники пытаются перенести свои сепаратистские взгляды в духовную плоскость. Все это выглядит довольно смешно, «ибо они не ведают, что творят».
Не обошлось без политики. Вернее, без перевода церковного вопроса в политическую плоскость. Секретарь Общественной палаты Нателла Акаба считает, что «укрепление православия в Абхазии важно не только для внутреннего духовного развития, но и в контексте непростых процессов, имеющих место на Северном Кавказе». С учетом позиционирования Сергеем Багапшем, лидером абхазского режима, Абхазии как «православной страны», ясно, что Акаба считает укрепление православия средством сближения с Москвой с последующим получением защиты от протекающих на Северном Кавказе процессов. Между тем, северокавказские народы в основном являются носителями исламской религии. И в этом контексте, а также с учетом другого заявления Багапша о том, что якобы мухаджиров никто насильно не выгонял, а они сами переселились, может вызвать как раз противоположную реакцию, что противопоставит «православную» Абхазию мусульманскому Кавказу, а также Турции и другим странам, где проживают мухаджиры (изгнанные Российской Империей из Абхазии ее жители).
Из имеющейся информации о деталях этого закрытого совещания можно констатировать, что сегодня в Абхазии мало кто представляет себе всю картину создавшегося положения, положений православных канонов, нет конкретной цели, к которой могло бы двигаться абхазской общество. Все эти совещания в Общественной палате носят чисто декларативный характер с целью показать лидерам режима, что они работают. А люди, в течение лет жившие на западные гранты и умеющие их выбивать, создавать иллюзию работы умеют.
Как сообщает «Эхо Абхазии», их корреспондент не был допущен на совещание. Причина — секретарь ОП Н. Акаба сказала, что отец Виссарион попросил сделать заседание закрытым.