Арешидзе: Русские простят абхазам все, кроме возвращение мохаджиров

30 сентября лидер Абхазии поздравил население с «днем освобождения от оккупационных войск Грузии» и добавил, что эта победа была справедливым результатом освободительной борьбы. Поздравить с днем освобождения от «грузинской оккупации» не забыла и Россия, и принесла в подарок абхазам признание Тувалу. Ну и что ж, что население Тувалу всего-то приблизительно 11 000 человек. Главное, что страна, которая признала независимость Абхазии, член ООН. Такова русская логика. «Подарок» Анквабу сделал и абхазский криминальный мир: два взрыва в центре Сухуми, жертвой которого стал «герой» абхазской войны, проживающий в Абхазии кабардинец Арсен Бжешкиев.

О сложившейся в Абхазии обстановке издание беседовало с экспертом в вопросах Кавказа Мамукой Арешидзе.

— В выборах, назначенных после кончины Сергея Багапша в сомнительной обстановке (и это сомнение не только у меня, но и у многих в Сухуми), победил Александр Анкваб, инаугурация которого состоялась 26 сентября. Для некоторых это было неожиданностью, так как одна группа российского политического истеблишмента помогала Шамбе, и не скрывала этого. Оказывается, другая группа русских помогала Анквабу, но только тайно. Русские не повторили ошибку, допущенную в 2004 году, не стали опираться на абхазский электорат, который агрессивно встречает вмешательство в их дела, и в основном работали с армянским населением. И получили результат, победил Анкваб.

Анкваб суровый, трудолюбивый человек, и в отношениях у него тяжелый, принципиальный и жесткий характер. Сразу же придя к власти, он заявил, что проведет жесткую внутреннюю политику. Багапш был значительно мягче, и это было заметно и в отношениях с кланами, а Анкваб противостоит политическим кланам и бизнес криминальным группам, которые поделили Абхазию на зоны влияния. По этой причине устроили два взрыва до инаугурации Анкваба. Так утвердившиеся в Абхазии кланы показали свою силу. С тех пор, как стал президентом, Анкваб и двух ночей не ночевал у себя дома, остерегается расправы.

Если Анкваб не справится своевременно с криминальной гидрой, не исключено, что криминальные группы сплотятся и спонтанно атакуют его. Ему помогут русские, но это не гарантия его безопасности. В последнее время участились случаи избиения, ограбления и изнасилования русских туристов, и это почерк противостоящих Анквабу криминальных группировок. Они целенаправленно, искусственно создают проблему.

Т.н. премьер-министр Абхазии Леонид Лакербая говорит, что с 1989 года абхазский народ никогда не был таким свободным, что грузины и абхазы как будто находятся на разных полюсах.

Да, Абхазия свободна с той точки зрения, что Россия делает там все, что заблагорассудится. Лакербая также сказал, что молодое поколение не интересует Грузия, а это неправда. Возможно, исходя из своего возраста, Лакербая не пользуется Интернетом, но если окинуть взглядом Интернет пространство, между грузинской и абхазской молодежью идет довольно оживленный спор. Хотя бы это свидетельствует о том, что они интересуются друг другом.

Как Вам представляются отныне абхазо-русско-грузинские отношения?

Анкваб относится к категории таких людей, которым не характерны дипломатические ходы. Он делает реверансы России, но ему не привычно водить за нос противника или обманывать общественность. Следует отметить, что Анкваб не делал акцент на возвращении мохаджиров, тем временем это было важнейшей частью политики Багапша и, на мой взгляд, ее жертвой он и стал. Русские простят абхазам все: избиение, ограбление и изнасилование туристов, но только не возвращение можаджиров.

Почему так?

Это будет ударом по интересам России и усилением турецкого влияния в регионе, а оно и без того сильное.

Анкваб начинает кадровую чистку, но у него нет богатых ресурсов. Он ищет кадры повсюду, в том числе и среди потомков мохаджиров. С одной стороны Анкваб не декларирует, что значительной частью его политики будет возвращение потомков мохаджиров, и с другой стороны, делает это. Появление потомков мохаджиров во власти Абхазии означает, что у Анкваба будут квалифицированные кадры, финансово обеспеченное правительство, которое не будет вовлечено в клановые отношения.

Александр Анкваб тот человек, который не склонится на нашу сторону, но будет говорить с тем, чтобы получить пользу. Поэтому важно, чтобы среди нас появился человек, желающий говорить с ним. Мы не должны держаться так, будто он враг и не будем с ним говорить. Следует активизировать отношения с абхазской общественностью и диалог с неправительственными организациями, представителями общественности. Это должно происходить с помощью наших западных друзей, диалог должен быть не эпизодическим, а постоянным.

Если мы предложим что-нибудь полезное, не исключено, что и абхазы пойдут на неординарный шаг.

Россия признала независимость Абхазии, так что же больше этого мы можем им предложить?

Абхазская общественность стремится на Запад, и превосходно знает, что ее сближение с Западом будет невозможно, если не вернет беженцев. Поэтому следует начать разговор с абхазами о выводе российских войск, возвращении беженцев, и предложить начать диалог о вопросе независимости.

Мохаджиры

Мохаджирство в Абхазии началось в первой половине XIX века из-за политического поражение абхазских феодалов протурецкой ориентации и жесткого подавления народного восстания. За оккупацией Абхазии турками во время крымской войны (1853-1856) последовало массовое переселение в Османскую империю: большая волна мохаджирства последовали за упразднением абхазского владычества в 1867 году и большим народным восстанием 1866 года. Масштабное переселение началось во время российско-турецкой войны 1877-1878 годов (приблизительно 50 тысячи). В результате мохаджирства значительная часть территории Абхазии опустела и одичала. Основная масса потомков переселенцев сегодня проживает в Турции, часть в Сирии, Иордании и других странах, небольшая часть — в Северной Греции. Численность абхазских мохаджиров в Турции достигает 100 тысячи, а в арабских странах приблизительно 15 тысячи.

Поделиться :