«За последние два десятилетия армянская община Абхазии так и не смогла стать серьезным игроком в политической жизни этой страны, которая ничего хорошего не обещает в плане видения ее будущего», — пишет Григор Аганян в армянском электронном журнале «Национальная идея», рассуждая о ситуации в оккупированном регионе после смерти главы марионеточного режима Сергея Багапша.
Он отмечает, что в 2004 году команды двух претендентов на власть — самого Багапша и его постоянного политического соперника Рауля Хаджимба — серьезно расколовшие абхазские общество, «не переставали делать реверансы и расточать комплименты в адрес армянского населения» (по приблизительным данным, более 75 тысяч человек, как пишет автор).
Аганян пишет, что после смерти Багапша в армянских СМИ появляются «слова восторга, дескать, он имел тесные связи с местными армянами, даже знал армянские слова и пр. Но давайте посмотрим на вопрос с другой стороны, — призывает автор. — Насколько и как представлены в законодательном и исполнительном органах армяне, составляющие немалую часть населения страны?»
Григор Аганян отмечает, что если в абхазском «парламенте» предыдущего созыва на должность заместителя председателя был избран армянин Альберт Овсепян, то в нынешнем «парламенте» армянская община Абхазии лишена этой квоты. В последнем правительстве при Багапше отсутствуют министры-армяне.
Автор напоминает, что «в советские годы армян, составляющих более 15% населения абхазской автономии, старались держать подальше от «соблазна» пополнить ряды партийной и государственной номенклатуры… В 50-60-х гг. прошлого века образовательный уровень действовавших в армянских селах и армянонаселенных городах Абхазии значительно упал из-за нехватки преподавательских кадров… В 70-80-х гг. основным занятием армян стала культивация субтропических растений».
«На самом ли деле армян умышленно не подпускают к административным и политическим ресурсам и не сохраняется установленная квота в соответствии с национальной принадлежностью, — задается вопросом Аганян. — Или же армяне Абхазии по каким-то причинам, по «добровольно-принудительному» принципу не стремятся к этому? Это вопросы, ответы на которые требуют серьезного изучения».