Обезьяны из питомника Сухумского института экспериментальной патологии и терапии (ИЭПИТ) приглашены для участие в экспериментальном проекте «Марс-500», который осуществляет Институт медико-биологических проблем РАН под эгидой Роскосмоса.
«Возможно, что обезьяны Сухумского питомника будут участвовать в уникальном проекте «Марс-500″. Для нашего института это достаточно интересное и перспективное предложение, поскольку послужит возобновлению тесных контактов с рядом российских научных центров», — сообщил директор ИЭПИТ Зураб Миквабия.
По его словам, в понедельник в Абхазию приехали космонавты Магомед Толбоев и Михаил Корниенко, а также представители Роскосмоса. Из визит осуществляется в рамках Кавказской эстафеты единства, посвященной 50-летию полета Юрия Гагарина в космос,
С 1983 по 1989 годы в космосе из Сухумского обезьяньего питомника в общей сложности побывали восемь макак резус (Macacus mulatta).
Еще в начале прошлого века биолог Илья Иванов проводил над сухумскими обезьянами эксперименты по искусственному осеменению их человеческой спермой. Для этих экспериментов использовались шимпанзе. Ученый пытался таким образом создать обезьяну-солдата.
Позже большую заинтересованность проявили ученые в погонах, прежде всего военные химики, занимавшиеся разработкой отравляющих газов. Затем пропал и этот интерес и обезьян начали использовать для разработки вакцин от инфекционных заболеваний.
С 1957 года обезьяны стали идеальным объектом для изучения воздействия на организм радиации. Очевидцы вспоминали, что экспериментальных животных в специальных капсулах опускали в колодцы с источниками излучения, и большая часть материалов о лучевой болезни была получена именно этим путем. На приматах проще всего было отрабатывать средства нападения и защиты в бактериологической войне. Бессменный с конца 1950-х годов директор НИИ академик Борис Лапин вспоминал, что в институте велись работы по исследованию болезни, очень напоминающей невесть откуда взявшуюся атипичную пневмонию. Но когда она появилась в Китае, получить доступ к хранящимся в Москве материалам по тем работам он не смог: они до сих пор засекречены.