Дважды за короткий срок столкнулись абхазы с торговыми санкциями России, к которым в остальной Грузии привыкли еще пять лет назад. Последние действия «Роспотребнадзора» наводят на мысли, что его главе Геннадию Онищенко до сих пор не сообщили о признании независимости Абхазии со стороны РФ и установлении стратегических отношений между этими двумя державами. По крайней мере, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вдруг стала выявлять в абхазских винах недостатки не хуже, чем в винах из остальной Грузии или еще одной опальной постсоветской страны – Молдовы.
Как сообщает пресс-служба «Роспотребнадзора», в 2010 году, в результате лабораторной проверки 110 партий вина из Абхазии, было выявлено «несоответствие гигиенических нормативов» в поставке вина абхазского производства объемом в 143 тысячи 964 литра. А в текущем, 2011 году, по состоянию на 9 марта, в лабораторию ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» поступило 93 образца из партий вина, изготовленных в Абхазии, общим объемом 1 миллион 111 тысяч 938 литров. Отсюда, в результате лабораторных исследований, забраковали 22 партии объемом в 263 тысячи 394 литра.
Хорошо известно, что результаты проверок в «Роспотребнадзоре» находятся в прямой зависимости от финансовых взаимоотношений между представителями этого ведомства и поставщиками продукции, в результате чего на российский рынок можно ввозить практически что угодно – вплоть до фекалий и концентрированных пестицидов, разлитых по винным бутылкам. Поэтому возникает вопрос: что же сподвигло российских санитаров проявить неожиданную принципиальность в отношении столь специфичных партнеров, как абхазские виноделы? Имеется, как минимум, три варианта ответа.
Первый – Геннадию Онищенко действительно забыли сообщить о политическом курсе Москвы в отношении Абхазии. Или же этот курс так вскружил голову абхазским предпринимателям (связанным, как водится, с большими чинами в Сухуми), что они стали игнорировать дежурные выражения дружбы и сотрудничества с главой «Роспотребнадзора», решившего скорректировать параметры взаимодействия. Второй — частичная отбраковка вина может указывать на внутреннюю конкуренцию. Грубо говоря, кто-то из поставщиков заплатил больше обычного, чтобы потеснить соперников. Однако наиболее реальным представляется третий вариант.
Абхазия стала более-менее заметным участником российского рынка винодельческой продукции вовсе не за счет собственных ресурсов. Природные условия в этом регионе никогда не позволяли винограду стать массовой культурой. Виноградная лоза растет в Абхазии в сравнительно малых количествах — причем это не самые подходящие для виноделия сорта. Производство вина здесь было налажено в двухтысячных годах за счет привлечения внешних партнеров. В Абхазию привозят виноматериалы из Болгарии, Молдовы и других мест, и затем разливают их по бутылкам. И тут обращает на себя внимание та часть сообщения «Роспотребнадзора», которая касается молдавских поставок.
В 2010 году ведомство Онищенко отбраковало 154 партии алкогольной продукции из Молдовы, а в 2011 году уже успело отбраковать 19 молдавских партий. Речь идет о многих миллионах литров вина, виноматериалов и коньяков. Как известно, Москва установила особый режим контроля качества для винзаводов Молдовы, манипулируя ключевой для этой страны отраслью аналогично тому, как российская сторона пыталась провернуть это в Грузии. Поэтому санкции «Роспотребнадзора» против абхазов на самом деле могут быть нацелены на молдавские предприятия, которые реализуют свои виноматериалы через оккупированный регион и попали в российский «черный список».
Однако следует отметить, что в этом году опале подверглась и абхазская мимоза – один из существенных источников доходов местных жителей, которые каждый сезон массово вывозили желтые цветы за Псоу. И до сих пор никогда не сталкивались с проблемами. В 2011 году, из-за аномально теплой погоды, мимоза зацвела в Абхазии почти на месяц раньше срока. Но, по данным на 5 марта, вывезти в Россию абхазам удалось менее 30 тонн. Остальное было отправлено назад. Это произошло по требованию «Россельхознадзора», заявившего, что вместе с абхазскими цветами в Краснодарский край может попасть западный (калифорнийский) трипс. В абхазском сельскохозяйственном НИИ это сочли чушью и расценили «высылку» как результат конкуренции.
Если это так, то остается констатировать: мы видим еще одно проявление пренебрежительного отношения России к «маленькому гордому народу», ублажать который в РФ уже не имеют никакого желания. Почему бы не помочь «навариться» собственному бизнесу, если после окончательной оккупации Абхазия уже взята под эффективный военно-политический контроль? Туземцам все равно деваться некуда.