ГПЦ: Невозможно передать церкви кому-либо, несуществующему в природе

Решением марионеточного правительства Абхазии 38 храмов, находящихся в списке культурно-исторического наследия, переданы » Абхазской Церкви » безвозмездно и в бессрочное владение. Вместе с тем, католикам в управление передан расположенный в Сухуми Римско-Католический приход Римско-Католической церкви св. Апостола Симона Канонита, а лютеранам храм Иоанна Предтечи. Данную информацию распространяет «Апсны пресс».

По словам пресс-секретаря грузинской патриархии, Давида Шарашенидзе, патриархия Грузии не воспринимает это всерьез, поскольку с канонической точки зрения Абхазской Церкви не существует вообще. По его же словам, у патриархии не имеется рычаг какого-либо воздействия на этот процесс, и поэтому всего лишь ограничивается словесным заявлением.

А сепаратистское правительство поручило агентству по охране историко-культурного наследия оформить договор с соответствующими религиозными организациями. По заявлению руководителя управления, Демура Бжания, «православная общественность требовала много больше — передачи 80 памятников культуры, однако власти решили оставить древнейшие храмы в государственной собственности».

Там же «Апсны пресс» публикует список тех памятников, которые Абхазская Церковь получила безвозмездно. В их числе: Илорская церковь святого Георгия; Новоафонский монастырь имени Симона Канонита; Каманский монастырь имени Иоанна Златоуста; Кафедральный храм Благовещения в Сухуми; Церковь имени Покрова Божьей Матери в Гагра; Церковь имени Покрова Божьей Матери в Новом Афоне; Моквский храм успения Божьей Матери; Молельня имени святого Александра Невского в Новом Афоне и т.д.

К сведению: решение о начале восстановления автокефалии «Абхазской Церкви» было принято на внеочередном заседании Совета Цхум — Абхазской епархии 15 сентября 2009 года.

Отец Давид Шарашенидзе полагает, что это заявление рассчитано на внутреннюю, сепаратистскую политическую спекуляцию, и патриархия не воспринимает это, как серьезный факт.

Отец Давид Шарашенидзе: «Делается множество заявлений со стороны т.н. епархии Абхазии, и мы не считаем себя обязанными, реагировать на каждое такое заявление, и воспринимать как серьезный факт. Мы сожалеем о том, что у нас нет возможности войти в Абхазию и выполнить там нашу религиозную службу. До тех пор, пока вопрос не будет урегулирован политически, у нас нет возможности войти туда».

«Передача чего-либо тому, чего не существует в природе, само по себе является абсурдом. Абхазская епархия является одной из юридических частей патриархии Грузии, главой которой в настоящее время является Католикос-Патриарх Грузии. Абхазская Церковь самозваная, и ее, как церковную единицу не признает даже Российская Церковь».

По его словам, «рычага воздействия не существует. Вообще с ними нет канонического отношения. Только некоторые иерархи Российской Церкви самовольно приезжают туда, и по заявлению РПЦ, они не могут это контролировать.

У нас, естественно, нет никакой возможности дать правовую оценку этого решения, кроме как словесно оценить. Иной возможности у нас нет, поскольку политически наша юрисдикция в Абхазии не распространяется, и соответственно, у представителей духовенства нет возможности войти туда.

В данном случае мы и с России не можем требовать, так как это решение сепаратистской Абхазии, и не касается России. Существует епархия, митрополия Пицунды и Цхум -Абхазии, митрополитом которого является Патриарх Грузии»- поясняет отец Давид Шарашенидзе.

По мнению Паты Закареишвили, абхазы стремятся создать и усилить де-факто ситуацию вокруг «Абхазской Церкви». Таким образом, создается впечатление, будто Абхазская Церковь независимая. Разумеется, надо реагировать и описать ситуацию, однако то, что сейчас происходит, несерьезно».

Пата Закареишвили: «Ни один из идущих в Абхазии процессов не соответствует международному праву, и чтобы там не делалось, это незаконно. Абхазы стремятся создать и усилить де-факто ситуацию вокруг «Абхазской Церкви». Лично я не верю в то, что хоть кто-нибудь признает в ближайшее время независимую республику Абхазии, и тем более, кто-нибудь признает ее церковь. В отношении с Церковью дело обстоит намного сложней — церковь должна пройти века, чтобы поднять вопрос признания. Так что, это игра для внутреннего потребления. Этим создают впечатление, будто абхазская церковь независимая. Разумеется, реагировать, и описать ситуацию надо, однако то, что сейчас происходит, несерьезно. Деньги из одного кармана переложили в другой — в течение ряда лет эти церкви опекали абхазские незаконные власти, и на сегодня их сменит опека незаконной Абхазской Церкви.

Если бы их передали Российской Церкви, был бы весьма серьезный скандал, но собственность передали несуществующей структуре. Крайне несерьезный шаг»- говорит Закареишвили.

По заявлению Мамуки Арешидзе, передачи храмов т.н. Абхазской Церкви под поводом их охраны уже давно требовал руководитель «абхазской церкви» Виссарион Аплия, и к тому же, это вопрос политический, когда абхазская псевдо-церковь будет владеть и имуществом.

Мамука Арешидзе: «Этим ни на кого не возлагается получение автокефалии и независимости, и исключено, что хотя бы когда-либо произойдет подобное. Россия не сможет это сделать, поскольку, если она сделает шаг в этом направлении, тут же попадет в незавидное положение по причине требования автокефалии со стороны Украины. Что Российская Церковь предпочитает: приобрести до 40 тысячи прихожан и потерять 15 миллионов?

Подавляющее большинство этих церквей нуждается в реставрации, и Виссарион Аплия говорит, передайте их мне, и я найду инвесторов и отремонтирую. То, что таким образом они хотят сберечь церкви, это один, гуманитарный вопрос. Помимо этого, есть и политический вопрос: когда псевдо церковь Абхазии будет иметь в собственности церкви, будет серьезной фигурой. До того это было сбором нескольких человек, ни здания, ничего другого не имели. А сейчас уже имеют имущество».

Поделиться :