По мнению российских экспертов, «желание патриарха Грузии посетить Абхазию может дать толчок церковному диалогу между Тбилиси и Сухуми».
В то же время эксперт российского института мировой экономики и международных отношений Александр Крылов отмечает, что «существующая ситуация не способствует возможному визиту патриарха Грузии в Абхазию».
«Вероятность такого визита очень невелика, потому что в Абхазии действует собственная церковная иерархия во главе со священником Виссарионом Аплиа, которая не признает себя частью ГПЦ. Такие заявления Илии II можно рассматривать в ряду благих пожеланий, но, к сожалению, современная ситуация такому визиту не благоприятствует», — заявляет Крылов в интервью «НГ-Религия»
По мнению эксперта, Католикос ожидает, что РПЦ окажет влияние на изменение позиции абхазского духовенства. Однако «рассчитывать на то, что РПЦ каким-то образом прикажет абхазскому духовенству признать своим главой Илию II, не приходится», – отметил Крылов. По мнению эксперта, подобные заявления Католикоса могут иметь и положительные стороны. Так, желание грузинского Патриарха посетить Абхазию может подтолкнуть церковный диалог Тбилиси и Сухуми.
Что касается позиции абхазских ученых по данному вопросу, академик Павел Флоренский отмечает: «С самого начала эти разговоры в высшей степени серьезная провокация, очень опасная, преследующая далеко не церковные, а политические цели, которая повредит всей нашей общей единой Православной Церкви, в том числе и РПЦ».
«В 1992 году митрополит Сухумский Давид (Чкадуа) вместе с Эдуардом Шеварднадзе приветствовал военное занятие части Абхазии грузинскими подразделениями. Патриарх Илия II после начала боевых действий заявил о том, что церковную ситуацию должны разрешить светские власти, сняв с Церкви ответственность за судьбу паствы. После освобождения Сухума абхазскими подразделениями в 1993 году митрополит Давид (Чкадуа), оставив паству на произвол судьбы, бежал в Грузию. Таким образом, Сухумо-Абхазская епархия оказалась в беспрецедентной канонической ситуации, то есть без архиерейского попечения.
Теперь, по прошествии почти двадцати лет, православные верующие республики живут полной церковной жизнью. Сейчас это процветающая Церковь, самостоятельная, ориентированная на Россию», – отметил Флоренский. При этом он оценил вероятный визит Католикоса-Патриарха Илии II в Абхазию оценил как «скандал и унижение Церкви вообще».
Напомним, что Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй в интервью BBC заявил, что в скором времени ему придется поехать в Абхазию как руководитель этой епархии. Об этом Илия Второй заявил комментируя вопрос передачи ему Священным Синодом управления Цхум-Абхазской епархией, что отразилось и на его титуле.
Со своей стороны мы бы хотели отметить, что российские эксперты не желают учитывают канонику Православия и делают свои заявления лишь опираясь на политические взгляды. К тому же, беспристрастными они не могут быть. Говоря о том, якобы заявление Илии Второго является «унижением Церкви вообще», академику следовало бы знать, что то что он называет Церковью в Абхазии является лишь самозваным сбродом и не признается православным миром. А следовательно, любые заявления о том, что визит Патриарха Грузии в свою каноническую епархию кого-то оскорбляет является полнейшим бредом. Более того, если кого-то это и оскорбляет, это их личное дело и не имеет никакого отношения к церковным отношениям.
К заявлению Крылова следует отметить, что никакого толчка в отношениях «Церквей» не может быть,ибо не существует более одной церкви на территории Грузии. Любые предположения российского «эксперта» основаны на интересы Кремля в Абхазии и не учитывают законов Православия. Такие заявления Крылова можно рассматривать лишь как желание внести собственную лепту в отторжении Абхазии от Грузии.