В Абхазии появилась очередная светлая идея, как решить свои проблемы за российский счет. На этот раз речь идет о самой болезненной для абхазов – демографической проблеме. Некий Пшеу Э.А. опубликовал в абхазской прессе статью, в которой предлагает — в свете ближневосточных событий — «в кратчайшие сроки в большом количестве переселить абхазов из Сирии в Абхазию» — поскольку они тесно связаны с гибнущим режимом Башара Асада. При этом, по мнению автора, «транспортировку, финансовые и дипломатические вопросы в осуществлении этой задачи может взять на себя Россия». А вопрос расселения, так уж и быть, «может решить Абхазия».
Пшеу перечисляет возможные дивиденды от этой операции, «которая внесёт большой вклад в решение демографической проблемы Абхазии, предоставит Абхазии и рабочую силу и будет способствовать развитию производства». Мотивацией же для России, по его мнению, должны стать более абстрактные — в первую очередь, имиджевые соображения. «Благодаря данному действию Россия достигнет серьёзного успеха против начатой Грузией на Кавказе пропаганды, — пишет автор. — А так же надо дать правильную оценку престижу и симпатии, которую Россия завоюет».
Не раскрывая сути этой «правильной оценки», Пшеу уверяет: «Если сопоставить финансовые расходы на операцию и выгоду, то выгода во много раз превзойдёт расходы». Для абхазов — само собой, но в чем заключается выгода для РФ — которой, фактически, предлагается проделать всю работу и нести все издержки? И для того ли Россия выселяла абхазов в 19-м веке, чтобы сегодня возвращать потомков махаджиров в оккупированный регион, над которым установлен эффективный военно-политический контроль и начинается его окончательная инкорпорация в общероссийское пространство? В том числе — путем постепенного заселения новым «русскоязычным» населением, в первую очередь за счет уходящих в отставку военнослужащих и членов их семей.
Пшеу, как и многие абхазские мыслители, явно путает интересы абхазов с интересами черкесов, а абхазскую диаспору — с черкесской. Так как, чтобы достигнуть «серьёзного успеха против начатой Грузией на Кавказе пропаганды», России следует, в первую очередь, официально признать геноцид черкесов и начать репатриацию потомков махаджиров на своей территории. Да и в целом прекратить имперскую политику разобщения, подавления и ассимиляции кавказских народов. Но для этого России придется стать другим государством. Что касается ценности для Москвы «престижа и симпатии» среди абхазов, которых она содержит и поддерживает против грузин, то ее величина легко определяется по Аибге, отчужденным курортным объектам, и прочим маркерам новейших российско-абхазских отношений.
Хотелось бы пожелать Пшеу Э.А. и, в целом, абхазскому обществу проявлять меньше наивности и больше реализма при следующих попытках решить свои проблемы за чужой счет…