Наркомания стала очень серьезной проблемой послевоенной Абхазии. Любые эффективные методы борьбы с ней хороши. Мне 25 лет и и я уже успел потерять 3 своих друзей ровесников, с которыми вырос, как с братьями, у которых была голова на плечах и которые могли бы много чего сделать и для своих близких и для Абхазии. Вместо этого они убили не только себя, но и всех своих родных. Я не говорю о куда большем количестве других погибших абхазцев, с которыми имел в разной степени какие-то отношения или просто знал. Помимо этого ненамного лучше видеть, как человек, обладающий какими-то способностями, нередко и неординарными способностями, постепенно превращается в животное. Это незаметно невооруженным глазом, но при длительном контакте с человеком, уже давно пристроенным, становится заметно, но только не для него самого,-главным становится найти «ширку», а потом уже все остальное. Эти люди умирают не сразу, но ихняя жизнь постепенно перестает иметь какой-либо смысл. Как сказал герой одного фильма- «я видел много молодых людей, потерявших руки или ноги, но нет ничего хуже ампутированной души-ее уже не заменишь протезом». Хотя он говорил не про наркоманию, но наркомания — это медленная самоампутация души.
Я не собираюсь заниматься здесь осуждением этих людей. Хочу обсудить причины и способы борьбы с этим очень распространенным в Абхазии явлением. Уверен, как и наверно любой житель Абхазии, знающий не понаслышке наше общество, особенно разные послевоенные поколения, что это серьезнейший удар для здоровья нашего общества, не только физического но и духовного. Не могу говорить за каждый отдельно взятый случай, но в основном в Абхазии начинается у всех одинаково.
Молодые люди в Абхазии в основном не живут и не воспитываются в комнатном режиме. Многие начинают очаровываться уличной романтикой,и не потому что это больше всего им подходит-просто нет выбора,скорее нет реального стимула заниматься чем-то другим. Система ценностей перевернута с ног на голову-скорее не быть преступником стало не имеющей успеха, часто опасной романтикой. Нет стимула учиться — как следствие узкий кругозор. До недавнего времени вообще практически не было, а сейчас очень мало каких-либо развлечений для молодежи. В советском союзе проводились разного уровня спортивные соревнования, в которых любой ребенок мог поучаствовать. Не каждый имеет спортивные таланты, но тогда были заняты вовлечением в спорт всей молодежи-это то,что очень полезно делать. Сейчас в основном ребенок может увидеть в городе уличные гонки. Да и поучаствовать в них ребенку легче и чаще удается,чем в спортивных соревнованиях. Такая же ситуация и с учебой, занятостью в каких-то секциях и кружках, стимуляцией интереса к учебе. Осуждать это-самое легкое дело, не требующее усилий и не вызывающее возражений. В системе таких ценностей, в основном от нечего делать, легче решиться попробовать какой-нибудь наркотик один раз-может быть через год- другой раз, и так далее сокращая интервалы, незаметно становятся больными наркоманией людьми. Но если подумать-это ведь не врожденная склонность, а последствия разных наших проблем, во многом действий или бездействия предыдущих поколений. Уверен, что серьезная мотивация заниматься чем-то другим в корне изменит проблему распространения наркомании среди молодежи.
Хочется сказать о законах, принятых для борьбы с наркоманией. Во-первых не знаю ни одного случая, чтобы кто-то перестал делать наркотики из-за ужесточения закона. Но об этом не имеет смысла говорить, так как ни один абхазец, если он не совсем безродный, не будет сидеть по этой статье 15 лет. Фактически не действующий закон,единственный реальный результат этого закона — повышение уровня жизни милиции. О самой абхазской милиции не буду писать. Выражаясь культурно сказать нечего. Писать матом тоже не хочется. Совсем не сложно свести поставки из Сочи-Адлера до минимума — это основной источник, употребляющихся в Абхазии наркотиков. Просто кому-то важнее не результат, а собственные выгоды и меры, принимаемые для поднятия собственного авторитета, в крайнем случае, неглубокое знание проблемы.
Сегодня любой желающий может не напрягаясь купить наркотики, мне вообще непонятно зачем их запрещают. Чтоб создавать поле деятельности для продавцов наркотиков, которые на Абхазии уже стали миллионерами и продолжают вовлекать в это дело новых людей?. Тех, кто уже давно это делают, никто не исправит, а запрещение и закрытое для широкой публики приобретение способствует привлечению молодежи, Думаю надо относится к ним, как к больным людям, ставить на учет в больницу и выдавать им дозы. Это точно поспособствует уменьшению активности продавцов наркотиков. И мне кажется это приведет к снижению вовлечения новых молодых людей в это занятие. Запретный плод сладок. Да и открыто, на всеобщее обозрение, когда к этому относятся, как к болезни, вряд ли кто-то захочет это начинать делать..
Вот так вкратце я смотрю на эту проблему. Но это только мое мнение, может быть я чего то и не учитываю, но не думаю, что ситуацию с наркотиками от таких мер может ухудшится, при сегодняшних мерах-это настоящий бич Абхазии,особенно молодежи.