После прихода к власти «Грузинской мечты» активизировались разговоры о реабилитации Абхазской железной дороги и восстановления по ней движения до Ереван. Еще экс-премьер Бидзина Иванишвили заявлял, что решение этого вопроса зависит от позиции России.
«Грузия хорошо понимает интерес Армении, и мы готовы к рассмотрению вопроса. Между Тбилиси и Ереваном по этому вопросу нет никаких разногласий, реально все зависит от позиции Москвы» — заявил он тогда.
Однако в настоящее время правительство Грузии заявляет, что не ведет никаких переговоров по этому поводу с Москвой, в том числе и в формате Абашидзе-Карасин.
Это не новая тема. Еще после революции, в 2004 году тема переговоров о восстановлении ж/д сообщения стала актуальной. Была создана грузино-абхазская рабочая группа, даже было принято решение о начале восстановления разрушенной инфраструктуры. Однако позднее переговоры были прекращены, а усилиями России была восстановлена только часть дороги, примерно до Очамчире – это около 40 километров до административной границы между Абхазией и основной частью Грузии.
Причины такого быстрого прекращения переговоров точно неизвестны, но очевидно, что после этого никаких мер по их продолжению предпринято не было.
По мнению эксперта Левана Кикнадзе, идея открытия железной дороги является шагом вперед в улучшению взаимоотношение между грузинским и абхазским народами.
«Что касается региональной безопасности, или возможных осложнений с соседними странами, то это просто спекуляции. Грузия в первую очередь должна учитывать свои интересы. Есть ожидания, что нынешние власти обязательно согласуют с соседними странами вопрос возобновления железнодорожного движения. Переговоры надо вести с Россией, Абхазией, Азербайджаном, и если им всем будет правильно объяснен смысл открытия ЖД, то они наверняка не будут возражать» — заявил он.
В то же время эксперт Важа Беридзе считает, что восстановление железнодорожного движения через Абхазия – вопрос в первую очередь политический.
«Очевидно, что грузинские власти готовы к обсуждению этого вопроса, но тема сложная и многогранная. В ней нет мелочей и незначительных деталей. К примеру, важнейший вопрос – где будет стоять таможня – на Ингури или на Псоу? Согласие Грузии на восстановление движения без всяких условий, означало бы признание результатов этнической чистки, что конечно, совершенно недопустимо» — считает эксперт.
Не до конца ясной остается и позиция России в этом вопросе – Москва, в том числе и в лице президента Путина, заявляет о готовности открыть движение, но при этом не говорит о том, как представляет себе решение проблем, мешающих этому.
Представитель премьер-министра Грузии по вопросам взаимоотношений с Россией Зураб Абашидзе заявляет, что грузинская сторона готова выслушать предложения Москвы по данному вопросу, но пока никаких конкретных предложений получено не было.
Наиболее заинтересованной стороной является Армения, которой жизненно необходимо открытие дешевого и надежного транзита в Россию, так как в настоящее время связь с главным стратегическим партнером поддерживается через Военно-грузинскую дорогу, а она очень нестабильна в зимнее время, и через грузинские порты. Все это увеличивает стоимость транспортировки.
Категорически против открытия транзита в Армению выступает и Азербайджан, которые дал понять Грузии, что возобновление железнодорожного движения через Абхазию поставит под угрозу стратегическое партнерство между Тбилиси и Баку — а это чревато серьезными осложнениями для Грузии.
Абхазская сторона оценивает проект как исключительно экономический, и категорически отказывается даже обсуждать какие-либо политические вопросы в связи с ним.
Так что открытие железнодорожного движение через Абхазию не стоит в повестке дня, но и не теряет актуальность.