28 октября 2014 года в 9 часовом информационном выпуске телекомпании «Маэстро» государственный министр по вопросам примирения и гражданского равенства Паата Закареишвили заявил, что в договоре «О союзничестве и интеграции», предложенном Россией оккупированной Абхазии, нет ничего нового. «Аннексия Абхазии этим документом не начинается, между Абхазией и Россией оформлено около 80 договоров, а аннексия началась в 2008 году. Этот документ является одним из значительных шагов к аннексии. Однако по содержанию он похож на оформленные до него договора, и не узаконивает аннексию с правовой точки зрения», — заявил Закареишвили.
«Факт-метр» провел анализ заявления Пааты Закарешивили:
После оккупации и аннексии двух регионов Грузии Абхазии и Цхинвали в 2008 году, Россия 26 августа того же года признала независимость обоих сепаратистских единиц. 17 сентября 2008 года Абхазия и Россия оформили договор «О дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи», который вошел в силу 23 декабря того же года. Между Абхазией и Российской Федерацией оформлено около 80 правительственных и межведомственных договоров, однако на веб-странице МИД России доступными являются лишь тексты 39 договоров. Примечательно, что в оформленных до настоящего времени договорах речь идет об охране границы и суверенитета Абхазии, а также урегулировании абхазско-российских торговых отношений и сотрудничестве в образовательной сфере.
Подписавшие договор от 17 сентября 2008 года уважают территориальную целостность и принцип нерушимости границ друг друга, и договариваются о сотрудничестве в сфере внешней политики. А также в случае соответствующей опасности выражают готовность защищать суверенитет подписчиков договора. Следует отметить, что по договору Россия получила право размещения на территории Абхазии надлежащей военной инфраструктуры и баз с целью охраны мира и стабильности в закавказском регионе. А также, подписавшие субъекты с целью личной безопасности, и обеспечения мира и стабильности на Закавказье считают необходимым контроль государственной границы Абхазии совместными силами, и договорились оформить отдельное соглашение по этому вопросу. Кроме того, в документе речь идет также об углублении экономических отношений между Абхазией и Россией и оказании финансовой помощи Россией.
30 апреля 2009 года Россия и сепаратистский режим оформили договор об охране государственной границы Абхазии совместными силами, он вошел в силу 21 июня 2010 года. Примечательно, что согласно третьей главе данного соглашения до создания органов охраны границы абхазской стороны контроль границы оккупированной территории поручается вооруженным силам России. В договоре подчеркнуто, что правомочие временно делегируется России.
16 октября 2010 года между Российской Федерацией и Абхазией был оформлен еще один стоящий внимания договор. «Договор о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенной сфере» вступил в силу 13 ноября 2013 года. Данное соглашение преследовало целью упрощение торговли и таможенных услуг между Абхазией и Российской Федерацией. Следует отметить, что в пятой главе соглашения говорится о создании специализированной таможенной службы. Надлежащая служба осуществляла бы контроль грузов и транспортных средств, входящих на территорию Абхазии и России, а также была правомочна принять надлежащие меры в случае обнаружения правонарушений.
13 октября 2014 года был опубликован текст соглашения «О союзничестве и интеграции», предложенного Россией Абхазии. Планируется подписание договора до конца текущего года. Марионеточному режиму дали двухнедельный срок для обсуждения текста и представления поправок. Содержание документа вызвало значительные волнения, как в абхазской общественности, так и в органах власти оккупированного региона. 30 октября 2014 года парламент де-факто Абхазии опубликовал абхазский проект договора «О союзничестве и стратегическом партнерстве».
В тексте договора «О союзничестве и интеграции» выделены те тематические сферы, интеграция которых с Российской Федерацией должна быть осуществлена путем соответствующих законодательных поправок и мероприятий. В частности: внешняя политика, оборона, безопасность, общественный порядок и верховенство закона. А также в документе речь идет о создании общего экономического и таможенного пространства. Кроме того, в инициированном Россией документе детально прописан план гармонизации сфер здравоохранения и образования с российским законодательством. В отличие от соглашения, оформленного в 2008 году, договором «О союзничестве и интеграции» путем гармонизации законодательства Абхазии с Россией суверенитет Абхазии в ряде сфер значительно ограничивается.
Вторая глава документа полностью касается обороны и безопасности. В отличие от заключенных до сих пор соглашений, по инициированному Россией тексту планируется создание российско-абхазских вооруженных сил, управление которого в невоенное время осуществится совместно, однако в случае неминуемой военной агрессии штабом будет командовать правомочное лицо, назначенное надлежащей службой России. В случае вступления соглашения в силу в этой формулировке не позднее трех лет Абхазия и Россия должны создать документ формирования и функционирования объединенных вооруженных сил. Кроме того в восьмой статье речь идет о гармонизации стандартов и законодательных актов вооруженных сил Абхазии с системой вооруженных сил Российской Федерации. Еще одним новшеством, встречающимся в этом документе, является охрана границы Абхазии и Грузии. Согласно инициированному Россией тексту не поздней чем через два года со вступления договора в силу предусматривается размещение объединенных вооруженных сил на грузинско-абхазской границе, а на российско-абхазской границе полная свобода передвижения.
В десятой главе документа говорится о создании совместного координационного центра внутренних дел на территории Абхазии с целью превенции распространения организованного или иного рода тяжелого преступления и экстремизма. Не поздней чем через три месяца со вступления договора в силу, подписавшие стороны должны создать соответствующий документ, в котором будут прописаны расположение, порядок формирования, и сферы деятельности центра. Примечательно, что чрез год после подписания документа Абхазия с помощью российских экспертов разработает соответствующие нормативные акты для эффективной реализации правомочий координационного центра внутренних дел. Ни в одном из оформленных до сих пор соглашений не идет разговор о создании координационного центра на территории Абхазии, следовательно, Россия старается на юридическом уровне заменить министерство внутренних дел Абхазии. Примечательно, что в абхазской версии документа речь идет только о создании информационно-координационного центра, который окажет соответствующую помощь министерству внутренних дел Абхазии для повышения эффективности, но не совместит его функции.
В четырнадцатой статье четвертой главы российской версии документа встречается еще одно новшество. В частности, оно предусматривает упрощение правила получения гражданства путем законодательных поправок обоих подписывающих сторон. Любопытно, что в абхазской версии документа разговор идет только о получении абхазами российского гражданства в упрощенном порядке.
В представленном Россией документе регулируется также порядок призыва граждан Абхазии на военную службу. В частности, согласно российской версии, гражданам Абхазии, которые одновременно являются гражданами России, дается право нести военную службу в дислоцированных на территории Абхазии российских подразделениях и объединенных вооруженных силах. Ни в оном из оформленных до сих пор соглашений подобная формулировка не встречается.
Кроме того, в российской версии документа очевидна доминирующая роль России в таможенной сфере. В частности, в тринадцатой главе речь идет о специальной таможенной службе Российской Федерации, которая управляется из соответствующей службы российской исполнительной власти, и создает пункты таможенного контроля на территории Абхазии.
Значительные новшества наблюдаются также в сфере политики образования. В российской версии абхазская сторона разрабатывает в сфере образования только основные направления развития, стандарты и др. Что касается образовательных программ и повышения квалификации педагогов, их разработка учитывается совместно, обеими сторонами. По абхазскому варианту, все вышеизложенное осуществляет только абхазская сторона по сотрудничеству с Россией.
31 октября 2014 года аппарат Совета национальной безопасности Грузии подготовил аналитический документ, в котором рассмотрена разница, существующая между российской и абхазской версией. Согласно документу в версиях отражаются отличающиеся стремления сторон: целью российской стороны является фактическая инкорпорация (слово «интеграция» проходит лейтмотивом российской версии договора) Абхазии в состав Российской Федерации на основании «союзничества», а абхазская сторона преследует целью сохранение/упрочение пусть даже символических результатов признания Россией независимым государством (внедряя принцип «стратегического партнерства» вместо «интеграции»).
А также значительная разница наблюдается между главами в двух документах. В частности, в документе, представленном абхазской стороной, управление объединенными вооруженными силами в невоенное время должно осуществляется по принципу ротации, а в случае неминуемой военной агрессии начальника объединенного военного подразделения назначает Россия, а заместителя — Абхазия. В четвертом пункте седьмой статьи абхазской версии проекта договора также добавлено, что решение о подготовке объединенного военного подразделения, и проведения им операции совместно принимают президенты Абхазии и России. В пункте 4 статьи 7 абхазской версии проекта договора также добавлено, что существование опасности молниеносной агрессии определяется путем совместных консультаций сторон, которая может быть проведена по требованию какой-либо стороны. Абхазский документ по-другому регулирует также порядок призыва на военную службу. В частности, в абхазской записи конкретизируется, что служить в вооруженных силах могут только граждане Абхазии, а о лицах с российским гражданством ничего не говорится.
В абхазском документе ничего не сказано о создании Российской Федерацией таможенных пунктов на территории Абхазии, и говорится только о гармонизации таможенного законодательства с Евразийским Союзом.
В виде общей оценки документа можно сказать, что проект договора, подготовленный «органами власти» Абхазии содержит значительные отличия по сравнению с проектом договора, подготовленного властью Российской Федерации. По оценке председателя де-факто парламента Абхазии Валерия Бганба (по его словам, его позицию разделяет большинство де-факто парламента), в документе, представленном российской стороной, суверенитету Абхазии создается серьезная опасность. По мнению «Факт-метр», предложенный Абхазии Россией договор «О союзничестве и интеграции» следует однозначно охарактеризовать как шаг на пути к полной аннексии оккупированной Абхазии со стороны Российской Федерации.
В отличие от договоров, оформленных с 2008 года по нынешнее время, ограничивается даже гарантированный до того формальный суверенитет Абхазии по целому ряду вопросов сфер внешней политики, безопасности и обороны. В отличие от оформленных до сих пор договоров, договором «О союзничестве и интеграции» Россия переводит политику аннексии Абхазии в правовую сферу.
Разумеется, для Грузии данный документ не имеет правовой силы, однако, несмотря на это, он ставит власти Грузии перед новыми серьезными вызовами. За незаконным признанием независимыми государствами двух регионов, оккупированных Россией в 2008 году, последовала надлежащая правовая и дипломатическая реакция Грузии. Следовательно, опасность аннексии (не говоря о реальной аннексии) оккупированных Абхазии и Цхинвалского региона, требует новых шагов и соответствующей реакции со стороны власти Грузии. Примечательно, что Ассоциация реформ Грузии предложила власти незамедлительно начать работу над формированием анти-аннексионной стратегии.
Заключение
Паата Закареишвили прав, когда говорит, что данный документ является очередной попыткой аннексии Абхазии, однако ошибается, когда содержание данного документа отождествляет с оформленными в прошлом соглашениями. Суждение государственного министра является противоречивым, поскольку он, на наш взгляд, не оценивает должным образом масштабы этого документа, и идущие от него опасности. Вид, и содержательная сторона документа «О союзничестве и интеграции» является новым. Ни один оформленный до сих пор договор не касался интеграции обороны, безопасности и таможенной, а также социальной сферы Абхазии в правовое пространство России. Именно поэтому его следует оценивать, как качественно новый этап аннексии Абхазии Россией правовым путем.