Некоторые эксперты говорят об опасности возможного отключения Ингури ГЭС в связи с заявлением Рауля Хаджимба о том, что та часть Ингури ГЭС, которая находится на территории Абхазии, должна принадлежать абхазскому народу. Часть экспертов такой угрозы не видит.
Эксперт Арчил Матиашвили не исключает опасности отключения ГЭС. По его словам, любое действие абхазов нанесет больше вреда нам, чем им, поскольку объект генерации находится там, и если абхазы отключат электроэнергию, стране придется импортировать электроэнергию, что обходится достаточно дорого.
Тем временем бывший министр охраны окружающей среды Нино Чхобадзе заявила, что у Грузии есть обязательства по Ингури ГЭС, и этот вопрос не подлежит рассмотрению.
Зачем понадобилось Хаджимба апеллировать Ингури ГЭС? Как известно, гидроэлектростанция Ингури вырабатывает 4,5 миллиардов киловатт часов электроэнергии в год. После того, как между грузинами и абхазами состоялось соглашение, абхазы получили 40% выработанной на Ингури ГЭС электроэнергии, а грузины- 60%. Говорят, что в свое время это перераспределение было неправильным, так как абхазы потребляют гораздо меньше электроэнергии.
На днях генеральный прокурор оккупированной Абхазии Алексей Ломия заявил журналистам, что в результате проведенной ими проверки документов госкомпании «Черноморэнерго» обнаружен целый ряд нарушений. По словам Ломия, наиболее «сенсационным» среди них было то, что с 2007 года на балансе «Черноморэнерго» не числятся такие предприятия, как Ингури ГЭС и Варднил ГЕС, и обе они перешли в собственность грузинской энергосистемы.
На встрече с журналистами 11 декабря Рауль Хаджимба, отвечая на вопрос об ИнгурГЭС, выразил сомнение в том, действительно ли Абхазия получает предусмотренные договоренностью 40%. Он также заявил, что не все было сделано для того, чтобы этот объект стал собственностью Абхазии, и подчеркнул: «То, что находится на нашей территории, должно принадлежать абхазскому народу».
Энергетик Реваз Арвеладзе в беседе с For.ge вспоминает 1996-1997 годы, когда Абхазия поставила вопрос о том, что поскольку машинный зал и щит управления Ингури ГЭС находился в Саберио (Гальский район), и это составляло 40% основных фондов всей электростанции, 40% электроэнергии принадлежало Абхазии, а 60% Грузии. Разумеется, это был неправильный расчет, так как такого расчета не существует в природе. Более того, это одна электростанция, и нельзя разделять ее на отдельные части, чтобы одна часть принадлежала Абхазии, а другая — Грузии.
«Ингури ГЭС полностью принадлежит Грузии. Да не поймут меня плохо родственные нам абхазы, но в строительстве Ингури ГЭС абхазы вообще не принимали участия. Эта станция строилась всем Советским Союзом на бюджет Грузии, поскольку то, что в виде имущества шло из Грузии в центральную казну России, оттуда же возвращалось назад в виде суммы, выделенной Министерству энергетики. Щит управления был построен в Саберио потому, что эта схема была наилучшей с энергетической технической точки зрения. Часть реки Ингури (которая течет в турбинах) пошла не по своему руслу, а была перекинута в Гальский район, где находится водохранилище «Первого Варднил ГЭС», и оттуда уже идет в «Варднил ГЭСы». Абхазия очень близка нам, поэтому власть Грузии проявила добрую волю, и распределила энергию 40%-60%. Не знаю, почему Хаджимба говорит, будто находящийся на территории Абхазии щит управления Ингури ГЭС является его собственностью. В действительности эти территории она присвоила по содействию России. Поэтому перераспределение 40%-60% неправильное, реально абхазы не используют даже 10%. Разве не подарок, что эти 40% электроэнергии они получают абсолютно бесплатно? – заявил Реваз Арвеладзе.
Между тем, эксперт не исключает, что абхазы хотят завладеть большей частью Ингури ГЭС, чтобы потом нам же продавать электроэнергию. Они могут также не пускать выработанную электроэнергию в Грузию, но, по мнению Арвеладзе:
«На такую глупость они не пойдут, поскольку тогда Ингури ГЭС, которая на 100% удовлетворяет абхазов, вообще остановится. Других электростанций у абхазов нет. Даже при желании единственная связующая с Россией линия является 220 киловольтной, речь идет о «Салхино». Они могут получить электроэнергию из России по этой линии, но пропускная способность этой линии не настолько большая, чтобы удовлетворить всю Абхазию».
Эксперт Ираклий Цкитишвили в беседе с For.ge заявил, что после прихода к де-факто власти Рауля Хаджимба один из главных ударов им был нанесен по коррупционным схемам «Черноморэнерго». Речь идет о том, что часть из 40%, которые получал, «Черноморэнерго» возможно опять же продавал на остальной территории Грузии, так как у нас цена электроэнергии выше, чем на территории Абхазии, где цена электроэнергии составляет около 2 центов.
«Эта разница шла в карманы. Руководителем «Черноморэнерго» был Багапш, и потом клану Багапша покровительствовал Анкваб, поэтому Хаджимба прошелся по тогдашнему руководству «Черноморэнерго». Следовательно, заявление Хаджимба, в первую очередь, является страховкой в наступившую зиму, чтобы люди не восстали против него, так как на территории Абхазии каждую зиму, как только идет снег, начинаются отключения света. Напряжение тоже низкое. Он хочет как-то отрегулировать подачу электроэнергии в Абхазии. Поэтому непонятен ажиотаж, который поднят у нас, что Ингури ГЭС может стать проблематичным. Это технически невозможно, если Россия не захватит и Самегрело тоже. Во всех иных случаях этот ГЭС будет двухстороннего пользования и двухсторонней выработки. Единственной стороной, которая реально может в случае необходимости привлечь инвестицию, отремонтировать, и управлять гидроэлектростанцией, является грузинская сторона. Абхазская сторона не сможет независимо управлять Ингури ГЭС и, следовательно, она должна быть в собственности грузинской стороны. Если головной офис на их стороне, водохранилище на нашей стороне, если мы начнем биться по этому поводу, тогда света [от ИнгуриГЭС] не будет ни у них, ни у нас»- заявил Ираклий Цкитишвили.
Эксперт по вопросам энергетики Шота Мачарашвили заявил For.ge, что водохранилище, откуда вырабатывается электроэнергия, находится на контролируемой нами стороне, а объекты ГЭС — в Гальском районе, обе являются нашей территорией, и невозможно их разделить. Поэтому это является чистой воды спекуляцией со стороны Хаджимба, и продолжением того, что называется подписанием договора ассоциации с Россией.
«Перераспределение электроэнергии тоже является условным, это просто жест доброй воли, иначе абхазам иногда может понадобиться 40% электроэнергии, иногда- 30%. Как мне известно, тогда расчеты были на то, какого количества электроэнергия была необходима Абхазии. Этот процентный показатель был перераспределен после окончания войны, тогда тоже наши грузинские специалисты работали и управляли гидроэлектростанцией Ингури, и на сегодня продолжается то же самое. Я не знаю, какой договор был тогда заключен, но был большой ажиотаж из-за того, что он был засекречен. Если потеряем, мы полностью потеряем Абхазию, что маловероятно, а иначе излишне говорить о потере отдельной доли Ингури ГЭС».