Федеральная миграционная служба РФ составила черные списки, в которые за нарушение российского миграционного законодательства внесла тысячи иностранных граждан, главным образом из Молдовы и центральноазиатских республик, сообщило в апреле базирующееся в Москве информагентство Fergananews.com. Многие из них – это сезонные трудовые мигранты, предположительно совершившие неоднократные правонарушения или превысившие «разрешенный период пребывания» на территории Российской Федерации, которая, будучи крупнейшей экономикой в постсоветской Евразии, привлекает миллионы экономических мигрантов из других бывших союзных республик.
Сложности у трудовых мигрантов возникают тогда, когда они въезжают из России на территорию третьей страны, а затем пытаются транзитом через Россию попасть обратно на родину. Особенно остро встает этот вопрос в случае, если такой «страной» оказывается Абхазия, оккупированная Россией грузинская территория.
Для многих трудовых мигрантов Абхазия является, как правило, самой последней надеждой. Здесь царит безработица, а экономика, по большей части зависящая от регионального покровителя, России, вообще замирает в зимний период, когда прекращается поток туристов. Строительство – единственный сектор, где могут появиться сезонные рабочие места. Работа, по имеющимся сообщениям, связана с задачами, которые абхазы не могут выполнять по причине отсутствия квалификации – или, как усмехаются некоторые местные жители, – желания.
Гражданам стран СНГ не требуется визы для въезда в Абхазию, в которую они попадают через де-факто российско-абхазский КПП в селе Псоу на севере Абхазии.
Однако легкость въезда не обязательно означает, что покинуть территорию можно будет так же просто. Жертвы российского миграционного законодательства не понимают, почему российские пограничники позволяют им въехать на территорию Абхазии, если знают, что обратно люди уже выбраться не смогут.
Иностранные граждане, въезжающие в Абхазию с территории России, не могут направиться на юг в Грузию, потому что грузинский закон об оккупированных территориях квалифицирует въезд на сепаратистскую территорию через Россию как преступное деяние, караемое штрафом либо лишением свободы.
Не могут иностранцы обраться и за помощью в свое посольство. Независимость Абхазии признана всего четырьмя государствами мира, и только одно из них – Россия – располагает там своим посольством.
Практически ничего не могут сделать для оказавшихся в затруднительном положении мигрантов и власти Абхазии. Хотя последних и называют в Абхазии «гастарбайтерами», сведений о наличии у сепаратистского региона официальных программ в этой сфере со странами СНГ не имеется. Связаться для получения комментария с де-факто властями Абхазии, отвечающими за реализацию миграционной политики, не удалось.
Никто точно не знает, сколько людей застряло в Абхазии из-за российского миграционного законодательства ввиду отсутствия стандартной процедуры регистрации заявлений. По словам де-факто начальника консульского отдела Абхазии Таркила, он слышал о 500 гражданах, оказавшихся между небом и землей на территории Абхазии, но подтвердить эти цифры никто не может.
С 2013 года в УВКБ ООН с просьбой о помощи, по данным самой организации, обратился 71 человек. Считается, что около половины из них вернулись домой, сообщили в сухумском офисе комиссариата.
/по материалам eurasianet.org/