По инициативе премьер-министра Грузии меняются принципы деятельности правительства автономного региона Абхазии. В правительственной программе, представленной Ираклием Гарибашвили парламенту, говорится, что урегулирование конфликтов является важнейшим компонентом проблематики внешнеполитических отношений.
Стратегической задачей правительства является социально-экономическое развитие Самегрело и Шида Картли, прилегающего к конфликтным регионам, для чего будет создан специальный фонд содействия проектам реабилитации. Кроме того, население Абхазии и Цхинвальского региона будет иметь право на всей территории Грузии свободно пользоваться любыми льготами и услугами, установленными для граждан Грузии.
«Изменятся принципы деятельности правительства автономии Абхазии и Цхинвальского региона. Им из центрального бюджета будет передано управление вопросов, связанных с беженцами, а также путем выборов будут укомплектованы представительские органы беженцев»- говорится в программе премьер-министра.
Согласно правительственной программе, в вопросе урегулирования конфликтов решающее значение будут иметь строительство демократических институтов и социально-экономическое развитие страны. Беженцы поддерживают инициативу Гарибашвили, однако позиция правительства Абхазии и верховного совета Абхазии отличается, они категорически против комплектации представительских органов беженцев путем выборов.
По инициативе вынужденно перемещенного населения из Абхазии и 23 неправительственных организаций 27 сентября состоится «Съезд абхазов», где беженцы официально потребуют от власти провести выборы верховного совета автономной республики Абхазия, а также отставку правительства Абхазии. По словам председателя движения «Возвращение» Малхаза Патарая, у них нет претензий в отношении существования собственно структур Абхазии, однако претензии есть к их составу.
«Мы требуем новых выборов верховного совета Абхазии, и отставки правительства Абхазии. Верховный совет Абхазии не справляется с собственными правами и обязанностями, из-за чего вынужденные переселенцы из Абхазии на протяжении многих лет остаются без внимания. У нас есть ряд претензий к правительству. Их назначение является незаконным и неправомерным, потому как это не согласовано с центральной властью, и практически у него председатель правительства, являющийся нелегитимным.
В конституции Абхазии есть запись, по которой председателем правительства можно назначить человека, которого представит верховный совет Абхазии, и утвердит президент Грузии. Глава правительства Абхазии должен быть назначен с согласия правительства Грузии. Такого согласия у Вахтанга Колбая нет. К тому же, присутствие господина Колбая на этой должности несовместимо с Хартией свободы, ему, как бывшему первому секретарю райкома Гали, запрещается занимать такую должность. Верховный совет Абхазии сознательно игнорировал законодательство Грузии, и вышел из законодательного пространства Грузии»- заявил Патарая.
Тем временем верховный совет не разделяет инициативу выборов верховного совета. Они считают, что выборы верховного совета недопустимы, поскольку это напрямую означает признание де-факто власти Абхазии. Однако аргумент верховного совета неприемлем для Малхаза Патарая, и заявляет, что Абхазия является оккупированной территорией, вопрос законности де-факто власти определяет не то, будет существовать верховный совет Абхазии на остальной территории Грузии или нет, а то, что юрисдикция Грузии не распространяется на оккупированной территории.
«В концепции премьер-министра Грузии прямо написано, что беженцы должны избрать собственный представительский орган. То, что записано в концепции, является декларированной правительственной позицией. Членов верховного совета Абхазии волнует не право и закон, а чтобы как-то сохранить свои места и 14 миллионную золотую жилу. Сегодня бюджет Абхазии составляет 14 миллионов, их беспокоит то, как бы не потерять именно это.
На протяжении 20 лет верховный совет Абхазии принял три закона. Официально бюджетных штатов 735 единицы, количество остальных сотрудников по договору составляет более 2 тысячи человек. Нам нужны энергичные, ответственные, профессиональные люди, и что главное, должно прийти молодое поколение, и работать над проблематикой Абхазии с новыми видениями и новой энергией. Верховный совет и правительство не отвечают этим стандартам. Известно, самому молодому избирателю действующего верховного совета, который проголосовал за них в Абхазии, сегодня 41 лет, то есть ни один беженец из Абхазии ниже 41 года не является их избирателем, а это 40% населения. Мы требуем исполнения декларированной правительственной программы»- заявил Малхаз Патарая.