Абхазия отказывается от интеграции с Россией и предлагает стратегическое партнерство

«Парламент» оккупированной Абхазии внес изменения в свой вариант проекта договора «О союзничестве и интеграции» с Россией и переслал его де-факто президенту Раулю Хаджимба. В абхазском варианте полностью изъят 14-й пункт о гражданстве, внесены поправки в сферы обороны и таможни, изменено и название договора — вместо предложенного Россией «Договора о союзничестве и интеграции» — «Договор о стратегическом партнерстве». Примет ли Россия такой вариант, пока неизвестно. Но бывший руководитель безопасности Абхазии Леван Кикнадзе говорит, что сколько бы не меняли название или содержимое документа, Кремль уже сообщил о своих планах — завершить аннексию Абхазии», — пишет газета «Резонанси».

Вчера абхазский журналист, корреспондент «Правда.ру» Антон Кривенюк написал в своем «Фейсбуке», что прочитал ту версию договора с РФ, которую разработал абхазский «парламент», но его попросили пока не публиковать ее. Но Кривенюк все же отметил некоторые детали и пояснил, что в разработанной версии много интересных вопросов.

«Меня попросили пока не публиковать. Документ переслан президенту. Интересно, когда будет готов вариант президента… Если сравнить его с версией, которую подготовила Россия, основная догма соглашения сохранена — документ подчеркивает процесс интеграции. Но из него изъят пункт о гражданстве. Также заметны изменения в сферах обороны и таможни. Документ называется «Договором о стратегическом партнерстве», а не «о союзничестве и интеграции», — пишет журналист.

Примечательно, что в тексте проекта договора с РФ, который был опубликован 13 октября и вызвал в Абхазии большой протест, изъят 14-й пункт, который касался вопроса гражданства. В 14-ом пункте речь идет как об упрощении получения абхазами гражданства России, так и напротив — об упрощении присвоения гражданства Абхазии гражданам России. Также изменения коснулись военной сферы — в российском варианте в условиях военной угрозы командира объединенной военной группировки назначает Москва, армия переходит под управление России, военная инфраструктура будет формироваться в соответствии с российской правовой системой. В абхазском проекте, предположительно, речь идет о том, что во время военной агрессии для отдачи приказов должен быть избран главнокомандующий Абхазии. Что касается таможенной сферы — в российском варианте отмечается, что таможенное законодательство и регуляции будут устроены в соответствии с российским законодательством и внутри Абхазии будет единый таможенный контроль. Контролировать аэропорт и порт будет Россия и все грузы, которые поступают в Абхазию из других стран, будут попадать под таможенный контроль России. С большой вероятностью, в новом варианте контроль останется в руках абхазских таможенников и пограничников», — отмечает издание.

Как заявляет доктор исторических наук Зураб Папаскири, сколько бы не менялось название, это ни к чему не приведет, потому что Россия не допустит изменения основной сути договора, но изменение названия немного остудит пыл в Абхазии.

«Пока мы не ознакомимся с абхазским вариантом, говорить что-то сложно, так как смена названия ничего не меняет. Не имеет никакого значения, как будет называться документ. Кривенюк пишет, что название договора смягчено, а содержание остается прежним. Он говорит, что полностью изъят вопрос гражданства. Абхазы очень боятся, что граждане России без проблем смогут получать гражданство Абхазии. Проблема заключается в том, что покупать недвижимое имущество мог лишь гражданин Абхазии. А Москва хочет, чтобы граждане России были уравнены в данном вопросе с гражданами Абхазии. Кроме того, речь идет о каких-то изменениях в таможенной и оборонной сфере, но я не думаю, что Россия уступит в этом вопросе. Речь идет именно об этом — Абхазия хочет российских денег, а возвращать их не хочет. А Россия даст деньги только взамен на получение полного контроля. Абхазы говорят, что эти деньги полагаются им, потому что без них Кремль не сможет проводить свои геополитические интересы на Кавказе. В Сухуми высоко ценят свою геополитическую функцию и спор идет именно вокруг этого. Хочу сказать, что сначала Хаджимба и его команда были более растерянными. Сейчас они опомнились и заявляют, что нужно обязательно учесть, что Россия является единственным стратегическим союзником, нельзя упрямиться, но в то же время нужно защитить свой суверенитет. Теперь Хаджимба вроде бы вздохнул поглубже», — говорит Зураб Папаскири.

Поделиться :