На оккупированной территории Абхазии по-прежнему продолжается геноцид грузинского языка. Сначала в школах запретили преподавание на грузинском языке, потом ограничили изучение грузинского языка и довели его до необязательного, факультативного уровня. Об этом говорится в заявлении информационно-аналитического департамента Верховного Совета Автономной республики Абхазия. Ниже предлагается заявление полностью:
«Распространилась информация, что с будущего года проживающее в Гальском районе коренное грузинское население будет получать образование на мингрельском языке. Это является чрезвычайно опасной миной, действующей в разном направлении, главной целью которой является вытравление грузинского сознания, и внедрение сепаратистских идей в молодом поколении, проживающем на территории Абхазии.
Осуществление российскими спецслужбами подобных этно-диверсий не является новшеством. Именно этим методом в свое время, в 50-е годы XX века они перевели абхазский язык с грузинского алфавита на русский, посредством чего абхазы забыли грузинский алфавит и язык, и сегодня на абхазском языке учатся только до 4-го класса, а затем на всех ступенях образование идет только на русском языке. В настоящее время на территории Абхазии начинается осуществление именно аналогичной этнической диверсии, в частности в отношении грузинского населения, проживающего в Гальском районе. На первый взгляд вроде бы безобидная, и приятная для очень незначительной части нашего населения политика является зачатком политики, называемой формированием ”абхазско-мегрельского государства”, являющейся крайне опасной для единства грузин, и создает серьезную опасность нашей государственности.
Во всем этом есть вина также и тех горе-политиков и ученых, которые в свое время, прикрываясь идеями ложной демократии, по поддержке разных международных организаций проводили предельно вредительские, и ничего не дающие для научного исследования опросы о мингрельском языке, которые содействовали изданию в Гальском районе сначала газеты на мингрельском языке «Гал», а затем подготовке мингрельских радио и телепередач, а на этот раз вводу обучения в школах на мингрельском языке.
После драгоценного для грузин «Родного языка» Якова Гогебашвили трудно было представить, чтобы кому-то хватило наглости предложить нам «новый родной язык» в грузинской среде. Более чем смехотворно, не будь это одновременно плачевным, чтобы в стране корифеев грузинской лингвистики Арнольда Чикобава, Варлама Топурия и других, железнодорожный служащий писал нам «мингрельский родной язык»! Тем не менее, Наргиза Басария, которая после окончания инженерного института железнодорожного транспорта в Ленинграде в течение ряда лет работала инженером в техническом отделе электросети Гали, и ничем не была связана с лингвистикой, спокойно взялась за создание «родного языка» для мингрелов!
Древнему мингрельскому языку, разумеется, необходима забота, об этом ни мы, ни какой-либо другой грузин в здравом уме не спорит, но для этого следует найти надлежащие формы в кругах квалифицированных языковедов. А то, что в настоящее время предлагают грузинам, живущим на оккупированной территории Абхазии, в действительности не обусловлено попечительством и заботой о мингрельском языке. В «независимой» Абхазии никто уже не беспокоится о развитии и сохранении собственно абхазского языка. Тем более, их еще меньше беспокоит судьба мингрельского языка. Яснее ясного, что де-факто власть Абхазии прилежно исполняет функцию пятой колонны, и старается воздействовать на грузин, проживающих в Гальском районе в условиях апартеида. Но это бесполезная попытка! Как бы ни было именно у проживающих в оккупированной Абхазии грузин более других обострен патриотизм, и кроме единиц предателей, мало кто попадется на удочку врага.
И все-таки, по нашему глубокому убеждению, это является началом крайне опасных процессов, превенцию которых должны осуществить надлежащие службы государственных структур. Приостановлению этого процесса должно содействовать включение в него международного содружества, свое квалифицированное слово должны сказать наши языковеды, историки, эксперты, и политики».