На контролируемой властью Грузии территории преподавание абхазского языка на данное время идет в четырех школах. Две из них находятся в Зугдиди, одна в Сенаки, и одна в Тбилиси.
По заявлению представителя правительства Абхазии Медеи Кварацхелия, сами школы выразили желание включиться в этот проект правительства Абхазии, у них же нашелся надлежащий ресурс, а правительство Абхазии окажет им помощь в этом процессе.
По ее же словам, абхазский изучается в 10-11-12 классах как выборочный предмет, и оказалось, что сами учащиеся проявили большой интерес к этому языку.
«Сначала три года назад этот предмет был введен в зугдидской школе, и он оправдал, после этого началось преподавание в трех школах»- заявила Кварацхелия «Акценту».
По словам первого заместителя министра образования и культуры Абхазии Мананы Квачахия, «это, наверное, является одним из главных посланий нашим абхазским братьям и друзьям, что мы не забываем их».
Наряду с этим, руководитель правительства Абхазии Вахтанг Колбая отметил, что в настоящее время осуществляется пилотный проект, параллельно проводятся переговоры с Министерством образования и науки Грузии, чтобы внедрить проект в остальных публичных школах.
К информации, грузинские эксперты давно говорят о сложном положении, созданном в оккупированной Абхазии в связи с абхазским языком. Между тем тяжесть ситуации делает реальным то обстоятельство, что языковеды, проживающие в оккупированном регионе Грузии, нарушили 20-летнее молчание, и откровенно стали говорить об опасностях, грозящих Абхазии с точки зрения потери абхазского языка, и русификации.
«На сегодня не существует никакой статистики того, сколько человек владеет абхазским языком. Положение очень тяжелое. Нашей главной головоломкой на сегодня является избежать потери языка. Срочно надо найти выход»- заявляют языковеды.
По их же словам, сопротивление этой опасности не смогли оказать ни решение сепаратистского режима, согласно которому абхазский язык был объявлен т.н. государственным языком, ни то, что неправительственный сектор начал вносить абхазские книги в детские сады и школы.
«На уроках абхазского языка мы делим детей не по классам, а по уровню, однако для урегулирования проблемы, думаю, школы недостаточно. Чтобы избежать катастрофы, следует учить детей языку и в детском саду»- заявил один из местных педагогов.
Грузинские эксперты видят в этом откровенные интересы Кремля.
«Если на этой территории не будет абхазов, возвращение Абхазии в состав остальной Грузии будет нонсенсом. В этом контексте, очевидно, абхазское сознание пробуждается, но думаю, что уже поздно»- заявил эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе.
В Абхазии не скрывают и того, что в регионе сокращается количество не только знающих язык, но и собственно этнических абхазов, зато увеличивается доля русского населения. С целью поселения своих граждан на оккупированной территории официальный Кремль осуществляет несколько льготных программ, в том числе проект дешевых ипотечных кредитов для российских военнослужащих.
На данное время образование и медиа вещание в Абхазии осуществляется на русском языке. Размещенные на стендах русскоязычные книги продаются в быстром темпе, а на абхазском языке — пылятся.