«Я нахожусь в постоянном контакте с живыми, конкретными людьми и, как правило, большинство признает, что сегодня дышать стало легче, чем раньше», — заявил госминистр по вопросам примирения и гражданского равенства Паата Закареишвили. По его словам, например, о замещении грузинского языка русским в Гали речь не идет и информация распространяется искаженно — «грузинский язык остается и вместе с ним вводят русский» — заключил Закареишвили, по словам которого, в разных регионах у нас есть билингвальное обучение, когда человек проходит обучение на двух языках», — пишет газета «Резонанси».
«Несколько дней назад представительство ООН в Сухуми встретилось с де-факто президентом Раулем Хаджимба. Они обсудили возможность возобновления традиционных встреч в Чубурхинджи. По словам Пааты Закареишвили, раньше переговоры по этому вопросу были приостановлены, а теперь возобновились. «Это не гарантия того, что они завершатся конкретными результатами. Но на данный момент ведется уточнение деталей этого соглашения», — отметил Закареишвили. Для справки, в рамках «Механизма по превенции инцидентов и реагированию на них» в селе Чубурхинджи Гальского района первая четырехсторонняя встреча с участием представителей Сухуми, Тбилиси, ООН и миротворческих сил России состоялась в 1997 году. Стороны обсуждали вопросы безопасности, но переговоры в этом «традиционном» формате не раз срывались и прекращались на некоторое время. После августовской войны 2008 года формат встречи был расширен и добавился один новый участник — Евросоюз. В 2012 году абхазская сторона обвинила руководителя наблюдательской миссии ЕС Анджея Тышкевича в тенденциозности и прекратила встречи в Чубурхинджи», — отмечает издание.
«В ходе одного из последних визитов в Сухуми представители ООН еще раз поставили вопрос о возобновлении встреч в Чубурхинджи. Гальские встречи не проводились более трех лет и этот вопрос регулярно поднимался в переговорах с Сухуми. Идет переговорный процесс. Этим занимается ООН, поэтому я не думаю, что в обход наших партнеров нужно говорить о том, о чем говорят они. Мы надеемся на возобновление встреч. В последнее время сформировалась некая тенденция. Разумеется, если бы не было проблем, то встречи давно бы возобновились. Естественно, есть какие-то предусловия, над преодолением которых мы работаем. Что касается предусловий абхазской стороны, я предпочту промолчать о них, потому что это может помешать переговорному процессу… В случае получения согласия место проведения встреч имеет самое последнее значение — сейчас об этом говорить точно не имеет смысла. Встречи можно проводить везде. Наверно это будет в Гали или где-то неподалеку от Гали», — заявил в беседе с корреспондентом издания Паата Закареишвили.
«Т.н. выборы незаконны. Вы можете позволить себе обсуждать эти т.н. выборы, а я конкретного комментария по этому поводу давать не буду, потому что это незаконные действия, которые противоречат законодательству Грузии. Участие или неучастие в т.н. выборах не является предметом моей обеспокоенности. Меня беспокоит достойная жизнь жителей Гали, доступность образования, свобода передвижения, владение имуществом. В Гали 11 т.н. грузинских школ, в которых обучение ведется на грузинском языке. Речь идет о билингвальном обучении, т.е. о начале изучения в грузинских школах русского языка вместе с грузинским языком. О замещении грузинского языка русским в Гали речь не идет и информация распространяется искаженно — «грузинский язык остается и вместе с ним вводят русский. Они собираются внедрить и русский язык. Мы это не приветствуем, но грузинский язык остается в школах, если верить де-факто властям», — заключил Закареишвили.
«Что плохого в том, если человек будет знать два языка?! У нас в разных регионах есть билингвальное обучение, когда человек проходит обучение на двух языках. Например, если они введут английский, будет хуже? Мы ведь обучаем в наших школах вместе с грузинским английскому или французскому, это хорошо или плохо?! Разве плохо, если человек владеет двумя-тремя языками?! Я говорю, что они обещают делать так. Вообще, изменение языковой политики невозможно за один или два года. Когда вокруг только грузинский язык и грузинское государство, а специалисты русского языка и российская культура довольно далеко, нужно перестать сеять панику и истерику. Настанет 23-й сентябрь с тех пор, как Гальский район оторван от Грузии, и вы увидите, что русский не будет там доминантным языком», — заключил госминистр.