Плач лозы начинается обычно весной когда крестьяне приступают к обрезке виноградных ветвей и янтарный сок, словно слезы, стекает с них в уже потеплевшую землю.
Плач лозы в разоренной войной, сожженном и ограбленном, самом богатом в Гудаутском районе грузинском селе Ахалисопели, селе трудолюбивых виноградарей, животноводов и овощеводов, начался значительно раньше — в сентябре прошлого года, когда сюда ворвались абхазские боевики из соседнего села Мугудзырхва. Сразив автоматной очередью местного жителя Сашу Почхидзе, они в тот же вечер нагрянули в дом бывшего главного агронома Раждена Лобжанидзе и потребовали у него крупную сумму денег. И началась страшная для жителей этого села трагедия.
Село было разделено на три участка, правителями которых абхазы поставили местных отъявленных рецидивистов и разбойников. В своей жестокости они превзошли варваров рабовладельческого средневековья. Брали женщин в услужение в свои дома, сгоняли крестьян в колонны и под ударами хлыстов гнали их в виноградники собирать урожай, работать на своих приусадебных участках. Кроме «правителей» при каждом участке был свой надзиратель-убийца, который расправлялся с непокорными не только нагайкой, но и автоматной очередью.*
Из рассказа очевидца, беженца Джанико Рехвиашвили: Мы, мужчины, лишь после работы до поздней ночи могли на несколько минут прийти к себе домой. Поверьте, уже полгода я не знаю, что такое ложиться в постель раздетым. Все эти шесть месяцев я провел то в виноградниках, то в огородах, то на кукурузных полях, то в лесу. Словом, нас заставляли работать, как рабов. Иногда мы позволяли себе собраться поздно вечером и вместе поужинать чем бог послал. И вот однажды пришел к нам специально закрепленный за нашим участком убийца… Сел перед нами как барин и заорал: «Женщина, ужин подай». Потом достал из ножен острый, как бритва, нож, провел им по усам и ухмыльнулся: «Грузинской кровью пахнет…»
За последнее время началось заселение нашего села абхазами, вывезенными из Ткварчели. С аэродрома их привозили прямо в наши дома и поселяли в них. В моем доме, например, я чувствовал себя как гость. Мне выделили угол в одной из комнат. Пользоваться постелью и домашней утварью не разрешали. Это что! Перед отъездом в Сухуми, я решил зарезать несколько своих же кур, на дорогу. Но наша новая «барыня» тут же пригрозила: «Попробуй тронь их, если жизнь надоела». Ее муж мог убить меня, и я оставил этим грабителям более одной тонны кукурузы, полторы тонны вина, много других продуктов. Одному из ответственных работников района, с которым мы дружили с детства, я отдал свою сберкнижку и попросил зачислить на нее 35 тысяч рублей, которые мне полагались на Гудаутском винзаводе за сданный мною урожай винограда. Он исчез. И со сберкнижкой, и с моими деньгами.
Из рассказа очевидца, беженца Гоги Гоциридзе: Когда в наше село пришли чеченцы, надо сказать правду, с ними мы себя чувствовали в относительной безопасности. Наши беды начались, когда ушли чеченцы и наша судьба оказалась в руках абхазцев из нашего же села. Все мы знаем кто убивал невинных людей. Если Богу будет угодно и мы дождемся того дня, когда вернемся на нашу родную землю, то от ответствен от нашей мести этим извергам никуда не уйти…
Если не зверское убийство, то чем еще назвать то, что делали в грузинских селах зарвавшиеся абхазы. После страшных пыток лишили здесь жизни бывшего главного агронома колхоза Раждена Лобжанидзе и его супругу. Зверски зарезали они мать троих сыновей Нино Лобжанидзе, убили Жору Мируалейшвили, Шушану Чиквиладзе. А после того, как убили Михаила Гогричиани и ero супругу, эти изверги отрезали им головы… По ком еще плачет лоза в грузинском селе Ахалисопели? По тем, кто бесследно исчез в дни страшной трагедии. Это братья Автандил и Нодар Маисашвили, Тамаз и Гела Майсурадзе, Гиа Боксадзе, Виктор Машвалдишвили, Гурам Кобешавидзе,Омар Кереселидзе. 90-летнему Константину Нодарашвили и его супруге, прикованным к постели старикам, отрезали головы. Зверски были убиты Георгий Гогоберишвили, Бадри Гоглидзе, Гогия Гоксадзе, ему тоже было 90 лет, а Индико Грузелидзе во дворе автобазы, повалив на землю, на глазах у людей обезглавили.
Были замучены и убиты Гиви Абакелия, Елгуджа Майсурадзе, Валико Чаладзе, Николоз Исакадзе… Не много ли все это для одного села? Неужели об этом варварстве не знают гуд ауте кое правительство, «защитники прав человека»? Знают, как не знать. Неужели об этих преступлениях ничего не знают наши абхазские коллеги-журналисты, чьи лживые, провокационные репортажи и информации, надоели их же слушателям?
Из рассказа очевидца, беженки Тины Майсурадзе: Людей убивали, убитых родным не давали. Требовали большие деньги. И люди отдавали этим извергам последние копейки. Трупы убитых выдавали с условием, что их похоронят в тот же день, не собирая на похороны родных и соседей. Хоронили в фанерных ящиках, где уж там было сделать гроб. При этом хоронить на кладбище не позволяли, и приходилось покойников хоронить на обочине дорог, на краю огородов или в виноградниках.
На кладбище могилы наших предков осквернены, разбиты… А сколько осталось не преданных земле убитых? До сегодняшнего дня в разных концах села находят обезображенные трупы, которые уже не опознать… Плачет лоза по ахалисопельцам.
В Сухумской рыбацкой гавани, куда 11 февраля на катере прибыло 300 грузин-беженцев из Гудауты, и столько же абхазцев выехало из Сухуми, мы виделись и беседовали с ахалисопельцами. Это были в основном старики, больные женщины и дети, молодых не было. Абхазов подвозили к порту на комфортабельных автобусах, спокойных, хорошо одетых, с чемоданами и сумками. Среди них было много и молодых. Некоторые женщины держали на руках, словно детей, собак и кошек. Один из грузин-беженцев с горечью заметил: нам они не разрешили взять из своих же запасов и килограмма кукурузной муки, а эти даже собак и кошек берут с собой. В аккуратно собранных в дорогу сумках были и гитары…
Из рассказа очевидца, беженки Нанули Бибилашвили: В гудаутском порту, когда мы направлялись к катеру, знаете, как нас провожали абхазские женщины? Они тыкали нам в глаза ручками своих зонтов. Ненависть к нам они выражали еще и тем, что, когда мы сели в катер, они на причале начали плясать. Эти танцы напоминали какой-то дикий хоровод у костра. А вы так провожаете здесь этих абхазцев, что, создается впечатление, что расстаетесь с ними с сожалением. А знаете ли вы, что в Гудаутах они на каждом углу без зазрения совести лгут и кричат, что в Сухуми грузины убивают женщин, детей, стариков, режут им головы, что насилуют двенадцатилетних девочек и кто еще знает, что они не говорят о нас там!
А знают ли абхазы в Гудаутах, что это неправда. Нет, не знают. Неужели хоть у кого-нибудь из уезжающих туда из Сухуми не хватит совести рассказать правду?